Дмитрий Гаврилов

Мифологический образ темного бога в языческой трад

у египтян — эмблема астрологии и магии. Анубис, как и Гермес — покровитель магов.

Cыном Гермеса является воплощение самой Дикой природы — козлоногий бог Пан, сопоставленный со славянским Велесом средневековыми авторами “Mater Verborum” [69]. Пан соотносится с римским Фавном (Faunus, от лат. favere, “помогать”, также Fatuus, Fatulcus, от fatuor, “быть одержимым”, fando, “пророчествовать” [70]) он также считается в римской мифологии богом лесов, пастбищ, полей, животных, покровителем скотоводства; кроме того, Фавн пророчествовал в стихах. Некоторые аналогии между хтоническим Фавном и Велесом выявлены ранее, и мы не будем на них останавливаться. [71]

Вот еще некоторые эпитеты Гермеса из Гомеровского гимна [72], ему посвященного:

'ловкач, изворотливый, дока, хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник, в двери подглядчик, ночной соглядатай...'; 'выдумщик хитрый, облеченный бесстыдством', 'черной ночи товарищ, плут продувной, скоторез и товарищ пирушки'.

Гермес 'любосмешник' издевается над Афродитой, ссоря ее с Афиной [73], 'Гермес – боговидный обманщик, он о родителе Дие солгал'. [74]

По мнению Гомера:

'Пользы кому-либо мало дает, но морочит усердно смертных людей племена, укрываемый черною ночью'.

Образ темного бога бы бы неполным, если бы мы подробнее не остановились бы на его первейшем качестве Триктера — насмешника, шута, инициатора, проводника. Таким трикстером в греческой мифологии является Гермес.

Волшебные сандалии, с помощью которых он может быстро перемещаться куда угодно, склонность к воровству, колкий язык, если не красноречие, и хитрость, а также ряд других мелких деталей позволяют отметить разительное сходство образов скандинавского Локи с греческим Гермесом. Сходство по сути тоже налицо.

Локи часто выступает спутником других асов и их посланцем, если надо исправить, казалось бы, непоправимое — например, та же утрата асами волшебных молодильных яблок. Насмешник Локи не так уж и плох, как трактуют его некоторые недалекие издания, ошибочно перенося христианские понятия о добре и зле, о рае и аде, о дьяволе по имени Локи на почву древней культуры Скандинавии. Локи не раз выручал асов, в том числе сопровождая тугодума Тора в экспедиции за пропавшим молотом.

Этот сюжет был столь популярен, что остался в памяти народной навсегда и сохранился в исландской, шведской, датской и норвежской традициях [75]. В старой скандинавской балладе 13-14 вв. 'Старик Тор', одной из немногих, которая по содержанию совпадает с песнею 'Старшей Эдды' имя Локи искажено и звучит как 'Локен', но мы без труда узнаем его [76].

Домой плетется старый Тор,

Беда стряслась у Тора,

Украли молот у него,

И он не знает вора.

Старый Тор жеребца седлает.

Локен по воздуху к Греммилю мчит,

Ломая о ветер крыло.

Примчался в Греммелигор-

Там было еще светло.

Старый Тор жеребца седлает.

Греммиль в горне огонь ворошит,

Жару подбавить хочет:

В Осгоре, видно, что-то стрялось,

Раз Локен нагрянул к ночи.

Старый Тор жеребца седлает.

Достаточно обратиться к 'Песне о Трюме', чтобы убедиться в идентичности содержания. Не имеем ли мы дело с ранее неизвестным хейти, если не для самого Локи, то хотя бы для всех прочих действующих лиц? Тор в этой балладе назван 'Турекалл' — старик Тор, Фрейя — Вальборг, Трюм — Греммиль, Етунхейм — Греммилигор, Асгард — Осгор.

Нельзя не отметить талантливую работу А. Платова [77], значительную. по качеству догадок в отношении скандинавского Гермеса:

'Локи неpедко выступает и в ином образе — не столько зловpедно-коваpном, сколько — дуpацко-комическом. Именно его дуpость (не-умность, не-думание, не-делание, наконец, pазумного обpаза мыслей) и пpиводит Локи во многие малопpиятные ситуации (наказание, последовавшее за наpушением pитуального пиpа; гнев Тоpа за сpезанные волосы Сив; истоpия с молодильными яблоками Идунн, пpичиной котоpой стал бессмысленный удаp Локи и т.д.)... Такое сочетание коваpного насмешника и дуpашливого паяца в одном божественном обpазе — далеко не единственный случай в миpовой мифологии... В мифологии он [Д.Г.: как и олимпийский Гермес] выглядит лицом второстепенным — pядом с такими гигантами магии и могущества, как Один или Тоp. Но именно этот шут в глазах богов и людей становится пpичиной и движущей силой стpоительства Асгаpда, поисков сокpовищ Нибелунгов, создания волшебного ожеpелья Бpисингамен... Второстепенный бог Локи учит убежденных в своем могуществе великих богов жить, быть воинами, учит их стиранию чувства собственной важности! С этой точки зрения 'Перебранка