Дмитрий Гаврилов

Мифологический образ темного бога в языческой трад

на символике Темного начала.

32.

из всех самым великим

Владыкой и Главою

Ахура-Мазда будет -

На гибель Анхра-Манью

И Ярости кровавой,

И всех мазанских дэвов,

Всех дэвов на погибель

И грешников-лжецов... [21]

22 фрагад 'Видевдата' называет Ангхро Майнью 'смертоносный' и 'многопагубный'. Кроме того, Ангхро Майнью – отец смерти.

45.

Мы чтим недосягаемое

Божественное Хварно...

46.

За это Хварно бились

И Злой Дух, и Святой,

И не могли достичь.

Гонцов отправил каждый

Из них тогда быстрейших:

Святой Дух – Мысль Благую

И Истину отправил

Вместе с Огнем, который

Есть сын Ахура -Мазды,

А Злой Дух – Мысль Злую

И Ярость кровожадную

Отправил вместе с змеем

Дахакой трехголовым,

И со Спитьюрой подлым,

Что Йиму распилил. [22]

Такую дай удачу,

Благая Ардви-Сура,

Чтоб одолел я Змея

Трехглавого Дахаку -

Трехпастый, шестиглазый,

Коварный, криводушный,

Исчадье дэвов, злой,

Могущественный, сильный,

Он сделан Анхра-Манью

Сильнейшим быть во Лжи

На гибель всего мира,

Всех праведных существ... [23]

Кроме змея Дахака 'Шахнаме' называет сыном Ангхро Майнью волка.

В Младшей Ясне сказано, что: 'Доброму, исполненному блага Ахура-Мазде я приписываю все хорошее, и все лучшее – ему...' [24] Хвала исполненному всех благ Ахура-Мазде содержится и в его “туле” имен, вообще характерной для Традиционных текстов индоевропейцев [25]. Все зло, соответственно, от губителя мира — Ангхро Майнью.

Землю создал Ахура-Мазда [26], он же 'Дух Святейший, создатель жизни плотской' [27] В 1-ом фаргаде 'Видевдата' рассказывается о том, как Ангхро Майнью “портит” земли, созданные Ахура Маздой, как в космогоническом, так и в этическом плане.

В 15-й главе Бундахишна сообщается, что “по вине” Ангхро Майнью Гайомарт выронил семя, из которого родились Машйа и Машйана – первые люди. Затем Ангхро Майнью совратил Машйу и Машйану с пути истины. Таким образом, Анхро Майнья причастен к созданию людей. Он, точно трикстер, инициировал создание нового мира, населенного теперь ими, нелюдимого прежде. И весь мир есть результат борьбы этих Двух — Темного и Светлого — начал.

Ангхро Майнью — это крайняя форма бога-разрушителя в первом из обозначенных нами типологических образов темного бога.

Аид, Плутон, Дит, Орк

Разные авторы, по свидетельству Диогена Лаэртского (2 в. н. э.), сопоставляли греческих и персидских богов: 'Аристотель в первой книге 'О философии' считает, что маги древнее, чем египтяне, что они признают два первоначала – доброго демона и злого демона и что первого зовут Зевс и Оромазд, а второго – Аид и Ариман, с этим согласны также Гермипп ('О магах'), Евдокс ('Объезд Земли') и Феомп ('Истории Филиппа')' [28].

Вряд ли древний эллин воспринимал властителя царства мертвых Аида как злое начало, но что-то позволило носителям Традиции провести такое сопоставление.

“Аид несмирим, Аид непреклонен; но зато из богов, ненавистнее всех он и людям” [29]

В сравнении с прочими богами-олимпийцами, что характерно, до нас почти не дошли гимны, посвященные Аиду, возможно, их было не так много.

“Благое они (эллины) приписывают Зевсу Олимпийцу, дурное — Гадесу (т.е. Аиду)...” [30]

Согласно Гесиоду Аид “повелитель ушедших от жизни” [31] , из той же поэмы известно о стороже дома Аида:

“Сторожем пес беспощадный и страшный сидит перед входом.

С злою, коварной повадкой: встречает он всех приходящих,

Мягко виляя хвостом, шевеля добродушно ушами.

Выйти ж назад никому не дает, но, наметясь, хватает

И пожирает, кто только попробует царство покинуть

Мощного бога Аида и Персефонеи ужасной.” [32]

“Шлем Аида-владыки сумрак ночной сохраняет” [33] “Афина шлемом Аида покрылась, да будет незрима Арею”[34]

Одно из имен Аида — Плутон. Это по свидетельству современников эпитет, связанный с богатством: 'имя же Плутона пошло от богатства' ploаtoj, так как богатство приходит из-под земли'. [35]

По орфической Традиции Аид — “не данный в ощущениях, невидимый, незримый” [36]. Согласно Орфическому гимну “Плутону”, он — “хтонический Зевс”, т.е. неявленная третья ипостась Зевса:

“Дух, обитающий в доме подземном, таинственный мрачный

луг Тартарийский, покрытый густой, непроглядною тенью,

скипетродержец, хтонический Зевс, о, прими благосклонно

жертвы священные, благочестивые почести наши.

Ключник пречистый, Плутон богатей, подземелья властитель,

Что ежегодно с плодами достатка является к смертным;

Ты — и обитель бессмертных богов, и опора для смертных,

Трон утвердивший под мрачной страной, уходящей в глубины.

Неугомонный, Аид бездыханный,