Е. П. Блаватская

Беседы об оккультизме

зло.

Ученик. Я заметил, что внимание часто мешает спиритическим феноменам:

карандаш ничего не пишет, пока на него смотришь, но стоит его чем-нибудь

накрыть — начинает писать; на мысленно заданный вопрос тоже невозможно

получить ответ, пока не перестанешь думать о нем и не переключишь свое

внимание на что-нибудь другое. Почему это происходит?

Мудрец. Слишком пристальное внимание создает возмущение. Для

производства феноменов необходимы желание, воля и знание. Но когда в

нас говорит желание, знание молчит. Желание может начать действовать

только тогда, когда оно окончательно сформулировано и оставлено без

внимания. Когда же мы внимательно ожидаем результата, этим мы только

препятствуем его достижению, поскольку наше внимание носит половинчатый

характер. Чтобы внимание не мешало, но, напротив, помогало нам, оно

должно быть настолько напряженным, чтобы его можно было удерживать

бесконечно долго на кончике иглы.

Ученик. Я слышал, что лишь немногие могут посещать спиритические

сеансы, не рискуя при этом подвергнуться духовному либо астральному

заражению или же потерять часть своей жизненной силы, которую духи

высасывают из собравшихся через медиума, как будто первые — стакан

с лимонадом, а последний — соломинка. Что вы на это скажете?

Мудрец. Примерно так обычно и бывает. Индусы называют это поклонением

бхутам.

Ученик. Почему участники сеансов часто ощущают необъяснимую усталость

на следующий день?

Мудрец. Помимо прочего, потому, что медиумы высасывают из них жизненную

силу для "духов"; к тому же на сеансах нередко присутствуют злобные

вампиры-элементарии.

Ученик. Какие еще опасности таят в себе спиритические сеансы?

Мудрец. Зримо проявляющиеся во время сеансов Астральные сцены, как

правило, ужасны, поскольку "духи", бхуты, агрессивно настроены как по

отношению к присутствующим, так и к медиуму. И коль скоро на каждом

сеансе непременно присутствует несколько (или даже множество) элементариев

(полумертвых человеческих существ), то и вампиризм в ходе сеансов весьма

распространенное явление. Вся эта нечисть оседает на собравшихся подобно

облаку или огромному осьминогу, после чего входит в них, как вода в

губку. И в этом одна из причин, почему от участия в спиритических

сеансах желательно воздерживаться.

Не все элементарии плохи, но и в полном смысле слова хорошими их тоже

нельзя назвать, поскольку они — оболочки и не более того. Правда, в

их действиях может обнаруживаться автоматизм и даже псевдоинтеллект,

если они принадлежат людям, придерживавшимся при жизни однозначно

материалистических взглядов и ставившим на первое место ценности

физического мира. Если же человек не был таким при жизни, то и

оставшийся от него элементарии будет ослабленным и безвредным. Но есть

еще и класс элементариев, принадлежащих людям, до конца не умершим, —

вырванным из физического мира внезапной преждевременной смертью,

самоубийцам и людям до крайности развращенным. Эти элементарии очень

сильны. Элементалы оккупируют их все без исключения, приобретая таким

образом фиктивную личность и разум, всецело повторяющий свойства

оболочки. Они оживляют оболочку, приводят ее в действие и, благодаря

ей, приобретают способность видеть и слышать, как будто они люди,

такие же, как и мы. Оболочка в этом случае уподобляется телу лунатика.

Благодаря сохранившимся привычкам, она продолжает делать то, что ее

прежний владелец делал бы при жизни. Разные люди, как вы знаете, в

разной степени передают телесным молекулам свои ментальные привычки.

Вот почему высказывания так называемых "духов" никогда не превосходят

своей мудростью и ученостью тот уровень, который был достигнут этими

людьми при жизни; и по этой же причине они часто заимствуют идеи,

зародившиеся в умах их "почитателей". В древней Индии подобного рода

сеансы назывались поклонением претам, бхутам, пишачам и гандхарвам.

Я не думаю, что элементарии способны на мотивированные действия

(исключая разве что самых злобных из них); в подавляющем большинстве

своем они не имеют никаких мотивов и представляют собой всего лишь

тени, коим Харон отказал в переправе на другой берег.

Ученик. Какая связь существует между феноменами и сексуальной силой?

Мудрец. Самая тесная. Эта сила является живой и творческой и

представляет собой своего рода резервуар, доступ к которому может быть

перекрыт как ментальным, так и физическим действием. Наиболее тонкая

составляющая этой силы может быть рассеяна воображением, тогда как

физическое воздействие блокирует лишь грубую