Е. П. Блаватская

Беседы об оккультизме

понимается

теми, кто всерьез полагает, будто следует примеру корифеев от науки,

что большинство людей на Западе просто боится признать реальность

чего-либо, выходящего за рамки пяти человеческих чувств. Человек,

которого вы упомянули, принадлежит к неизменно многочисленному классу,

принимающему за окончательную и неизменную истину те общие законы,

которые время от времени предлагают миру маститые ученые, всякий раз

забывая о том, что последние постоянно изменяют свою точку зрения по

мере расширения собственных познаний.

Ученик. Значит, вы полагаете, что когда-нибудь научный мир признает

истинность многих оккультных знаний?

Мудрец. Да, так и будет. Настоящий ученый всегда готов воспринять

новое знание, если его истинность удастся доказать. Временами он может

казаться вам упрямым и даже слепым, однако на самом деле он медленно

движется к истине. Возможно, это продвижение покажется вам слишком

медленным, но оно все-таки происходит, коль скоро настоящий ученый не

претендует на всезнайство. В то время как какой-нибудь благонамеренный

ученый клянется на опубликованных результатах трудов выдающихся

авторитетов, называя их последним словом науки, эти самые авторитеты

уже готовят новые теории, направленные на расширение и корректировку

этих "последних слов". Только когда догматизм священника, поддерживаемый

законом, объявляет какое-либо открытие противоречащим слову его бога,

у нас появляется повод для беспокойства, но, к счастью, эти времена

уже прошли, и нам не приходится ожидать повторения сцен вроде той, в

которой пришлось участвовать Галилею. Однако среди материалистических

умов, упомянутых вами, все еще силен этот средневековый дух, только

место "слова Божьего" ныне занимают вердикты ученых авторитетов.

Ученик. Даже за последнюю четверть столетия тому было немало примеров.

Примерно десять лет назад именитые ученые поднимали на смех всякого,

кто признавал реальность экстраординарных способностей месмеристов;

а сейчас они признаны практически всеми, только называются уже не

месмеризмом, а "гипнотизмом". Но в то время как научные светила все

отвергали, французские доктора сопоставляли результаты многочисленных

и систематизированных экспериментов. Впоследствии старый термин,

объявленный антинаучным, был заменен новым, но вряд ли это меняет суть

дела: то, что практически всеми раньше отрицалось, теперь получило

такое же всеобщее признание. Но что вы можете сказать о самих

материалистических исследователях? Не руководит ли их собственными

действиями какой-то неведомый, но непреложный закон?

Мудрец. Так и есть. Они находятся на переднем крае ментального (но не

духовного) прогресса нашего времени, и их увлекают все дальше вперед

силы, о которых они сами даже не догадываются. Учителя нередко

оказывают им помощь: ничего не упуская из виду, они постоянно следят

за тем, чтобы эти люди продвигались в верном направлении. Ведь и вы

сами тоже получаете от Учителей не только духовную, но и ментальную

поддержку. Таким образом, предназначение ученых-материалистов состоит

в том, чтобы выявлять новые факты и открывать на их основе новые

законы или же давать новые названия старым, уточняя и корректируя их.

И от этого им никуда не деться.

Ученик. Что же должны в таком случае делать мы — изучающие истину?

Должны ли мы выступать в роли реформаторов науки или же нет?

Мудрец. Вам не следует пытаться реформировать научные школы или

переубеждать их руководителей, поскольку ваши усилия на этом поприще

заранее обречены на провал. Наука способна сама о себе позаботиться, а

вы просто будете бесполезно метать бисер, который немедленно окажется

попранным тяжелой пятою научных стереотипов. Удовлетворитесь лучше

тем, что все, к чему современная наука уже подготовлена, она непременно

откроет, изучит и признает. А попытка обратить ученых в собственную

веру может быть только следствием вашего тщеславия и любви к восхвалениям.

Вы не сможете им ничего навязать, так же как я не могу заставить вас

признать непонятный и пока непостижимый для вас закон. В этом случае

вы просто сочли бы меня неразумным и несправедливым: во-первых, потому

что я говорю вам о вещах, которые вы не в состоянии воспринять; а

во-вторых, потому что я заставляю вас признать их истинность. И даже

если вы из уважения скажете мне: "Это и в самом деле так", хотя и не

поймете ничего из услышанного, это не сделает вас ни на йоту мудрее,

поскольку вы просто подчинитесь моему авторитету.

Ученик. Но ведь это не значит, что мы не должны обращать