А. Безант

Аватары

жил с пастухами, их жёнами и детьми — удивительный ребёнок, который похитил сердца людей. Примечательно — и если бы это помнили, не было бы произнесено множество богохульств — что Шри Кришна показал себя в аспекте объекта поклонения, возлюбленного бхакт, именно в форме ребёнка, а не мужчины.

Перейдём же теперь ко времени его рождения, помня, что прежде чем оно имело место на земле, боги посетили Вишну в его возвышенных областях и попросили его вмешаться и освободить Землю от груза угнетавших её воплощённых дайтьев. И Вишну ответил им: идите и порциями воплотитесь среди людей, примите рождение среди человечества. Великие риши также родились и там, где должен был родиться сам Вишну, чтобы к его пришествию все обстоятельства будущей драмы были уже подготовлены. Потому те, о ком мы говорим как о пастухах Врадже, Нанде и прочих, гопи и все обитатели этого удивительно благословенного места, были названы богоподобными, и более того, защитниками миров, родившимися людьми ради мирового прогресса. Но это значит, что сами боги сошли и родились людьми, и размышляя обо всём, что имело место в период удивительного детства лилы* Шри Кришны, вы должны помнить, что все игравшие этот акт драмы не были обычными людьми — они были воплотившимися в пастухов защитниками миров. Гопи, прекрасные жёны пастухов, также были древними риши, своей преданностью Вишну заслужившими благословение воплотиться как гопи, чтобы окружать его в детстве и изливать свою любовь к крошечным стопам того, в ком они видели ребёнка, но который был Богом, которому они служили, как самому высшему.

__________* Лила — игра.

Когда все эти приготовления к пришествию ребёнка были сделаны, он родился. Я не задерживаюсь на известных событиях, сопровождавших его рождение, о пророчестве о том, что родится победитель Кансы, о бесполезном заточении в тюрьму, о заковывании в кандалы и других глупостях, которые предпринял земной тиран, чтобы сделать невозможным исполнение воли Высшего. Все вы знаете, что из этих планов ничего не получилось, и они рассыпались как детские куличики, сметённые морской волной, после которой остаётся ровный песок. Он родился в своей четырёхрукой форме, на мгновение озарив темницу, которая и до его рождения освещалась им сквозь тело матери, которая, как сказано, была при этом похожа на алебастровую вазу с пламенем внутри неё — настолько она была чиста. Ведь в её лоне был Шри Кришна, и она была сосудом, содержавшим его — свет мира, так что его великолепие озарило темницу. При своём рождении он пришёл, как Вишну, на мгновение продемонстрировав все знаки божества — диск, раковину, шриватсу* на своей груди — все признанные эмблемы Господа. Но эта форма быстро исчезла и перед глазами родителей предстал обычный ребёнок. И отец, как вы помните, взяв его, прошёл через запертые двери и прочее, и отнёс его в дом брата, чтобы он мог жить в месте, приготовленном для его пришествия.

__________* Знак на теле, свидетельствующий об особом предназначении; часто — крутой завиток на правой стороне груди, священный символ вайшнавов. — прим. пер.

Даже будучи младенцем, он демонстрировал имеющуюся в нём силу, как мы увидим, когда перейдём ко второй его роли — победителя сил зла. Но пока что посмотрим лишь, как он играет со своими сверстниками в доме своей приёмной матери. Вырастая в мальчика, способного уже к самостоятельным прогулкам, он начинает путешествовать по полям и по лесу, и звуки его чудесной флейты слышны в рощах и на равнинах. Он был всего пятилетним ребёнком, когда бродил со своей волшебной флейтой, очаровывая сердца всех, кто её слышал; мальчики, присматривавшие за скотом, бросали стадо и следовали за ним, женщины оставляли свои домашние дела и следовали за звуком флейты, мужчины также прекращали свою работу, чтобы насладиться этой музыкой. Не только мужчины, женщины и дети, но даже и коровы, как говорят, прекращали жевать, только заслыша звуки флейты, а телята переставали сосать, как только ветер доносил до них музыку. Река успокаивалась, чтобы лучше слышать, деревья склоняли свои ветви, чтобы не упустить и ноты, а птицы прекращали петь, чтобы их песня не привнесла в мелодию диссонанс, когда удивительный ребёнок бродил по стране, а из его волшебной флейты лилась музыка небес.

Так он жил, играл и развлекался, и сердца пастухов, их жён и их дочерей были отданы этому чудесному ребёнку. Он играл с ними и любил их, а им хотелось поднять его и поставить его детские ножки себе на грудь, и воспевать его как Господа всего, Высшего, Могущественного. Они распознали Божество в ребёнке,