А. Безант

Аватары

толк в жертве, если что-либо не жертвуется? Бали же был благочестивым царём, хотя и стоял на стороне уходящей эволюции, и охотно подал милостыню. «Брахман, возьми своё подаяние» — сказал он. «Я прошу лишь три шага земли» — ответил брахман. Очевидно, что шаги такого маленького человечка не могли покрыть много, и великий царь, обладавший мировым господством, мог легко выделить три шага земли этому маленькому заморышу. Но один его шаг покрыл землю, другой — небо, и куда же ему можно было сделать третий шаг, чтобы дар был совершён? У Бали ничего не оставалось, кроме самого себя, чтобы завершить дар, ничего, кроме собственного тела, а слово его не должно было быть нарушено. Распознав Владыку всего, он распростёрся перед ним, и третий шаг пришёлся на его тело. Так обещание царя было выполнено и он был сделан правителем низших областей — Паталы. Такая вот история, и насколько многозначительная! Внутренний человек — столь маленький на этой стадии, но на самом деле могущественный, которому подвластны как земля, так и небо — не мог найти места для третьего шага, кроме своей собственной низшей природы; он должен был идти всё вперёд и вперёд, что указывает на то, что должен быть сделан и третий шаг. До чего наглядная картина предстоящей эволюции, удивительной эволюции, которая должна была теперь начаться.

И я могу лишь мимоходом заметить, что в Риг Веде есть высказывание, относящееся к этому самому аватаре, значение которого было предметом многих споров и дискуссий. Там говорится:

"Через весь мир прошагал Вишну, трижды опускалась его нога и всё было собрано в пыли его шагов." (I. XXII, 17)*

__________* См. также I. CLIV, где говорится о трёх его шагах, в пределах которых обитают все живые существа; сказано, что шаги эти — «земля, небо и живые существа». Здесь Бали сделан символом всех живых существ.

Вот тоже пример «детского лепета человечества». Я не знаю более поэтического, более возвышенного в своём символизме и столь полного смысла выражения, которое мог бы применить величайший из людей, чем сравнение мира с пылью со стоп Высшего. Что есть мир, как не пыль его шагов, и как он может обладать какой-либо жизнью, если стопа Высшего не коснулась его?

Таким образом, всё ещё продвигаясь через трета-югу, мы переходим к следующему проявлению — Парашураме. Странный аватара, подумаете вы, посмотрев на его жизнь и прочитав сказанные им слова, и позвольте мне сказать, что это аватар частичный. Юга зашла уже далеко; тогда поднялась и правила каста кшатриев, каста воинов-правителей, могучая в своей власти, обладавшая авторитетом, и увы, злоупотреблявшая своей силой, как и все люди, чьи души ещё учатся и слишком молоды для своего окружения. Кшатрии злоупотребляли силой, данной им, чтобы они могли править; а долг правителя, помните, в сущности своей — защита. Они же использовали свою силу, чтобы не защищать, а грабить, не помогать, а подавлять. Правящей касте следовало преподать страшный урок, чтобы она могла, если это возможно, научиться тому, что долг правителя — защищать, помогать и поддерживать, а не быть грабителем и тираном. И царям Земли, правителям людским, был преподан первый большой урок — урок, который пришлось повторять снова и снова, и который ещё не вполне выучен. Чтобы дать этот урок, пришло божественное проявление, и учитель этот не был кшатрием, кроме как по матери. Двум беременным женщинам из кшатриев, одна из которых была замужем за брахманом, была дана еда, и они обменялись ею. Это значило, что сын кшатрия должен был взят той женщиной, муж которой — брахман. Случай, скажут люди, но во вселенной, где правит закон, нет случайностей. Пища, полная энергии кшатриев, попала таким образом в семью брахманов, поскольку кшатрию не удалось бы уничтожить кшатриев, и урок не был бы преподан миру, как следует. Так что мы сталкиваемся со странным явлением — брахман приходит с топором убивать кшатрия, и трижды по семь раз поднимался этот топор, срубая ствол кшатриев с лица земли.

Но когда Парашурама не покинул ещё тело, пришёл больший аватар, чтобы показать, каким же должен быть царь-кшатрий. Кшатрии, злоупотреблявшие своим положением и силой, были сметены Парашурамой, и не успел он покинуть землю, где преподал горький урок, как снизошёл идеальный кшатрий, чтобы своим примером преподать другой урок — как надо, после того как был дан урок, как не надо. Родился мальчик Рама, на изысканной истории которого мы не можем долго задерживаться, идеальный правитель, совершенно идеальный царь. Будучи мальчиком, он выступил вместе с великим учителем Вишвамитрой, чтобы