А. Безант

Аватары

можно сказать лишь немногое, но один или два намёка могут быть даны. С его приходом настанет восход более светлой эпохи, а кали-юга уйдёт в прошлое. Придёт тогда и более высокая раса людей. Он придёт, когда на Земле зародится шестая коренная раса. В мире тогда произойдут большие изменения, будет великое явление истины, оккультной истины, и когда он придёт, оккультизм снова сможет показать себя миру, представив такие доказательства, какие никто не сможет оспорить или отрицать. Его пришествие передаст власть над шестой коренной расой двум царям, о которых вы можете прочитать в Калки Пуране. Оглядываясь на прошедший поток времени, мы вновь обнаруживаем двух великих фигур, стоящих рядом — идеального царя и идеального брахмана. Они действуют вместе — один правит, а другой учит; один управляет народом, другой наставляет его. Такая пара великих приходит в каждой эпохе для каждой расы. У каждой расы есть свой собственный Учитель, идеальный брахман, на буддийском языке именуемый бодхисаттвой, знающий, полный мудрости и истины. У каждой есть и свой правитель, ману. Эти воплощения можно проследить в прошлом, и мы видим их в третьей, четвёртой и пятой расах; ману каждой расы — идеальный правитель, а брахман каждой расы — идеальный учитель. Мы узнаём, что когда придёт Калки аватара, он призовёт из тайного селения Шамбалы — известного лишь оккультистам, но неизвестного профанам — двух владык, остававшихся там на протяжении эпохи, чтобы помогать эволюции. Имя ману, который станет царём следующей расы, согласно Пуране — Мору, а имя идеального брахмана, который станет её учителем — Дэвапи; эти двое будут царём и учителем шестой расы, которой ещё предстоит родиться.

Те из вас, кому приходилось читать что-либо из удивительной истории прошлого, знают, что избрание новой расы, её развитие и образование новой коренной расы занимает столетия, тысячелетия, а иногда сотни тысяч лет, и эти двое, царь и первосвященник, ману и брахман, столетиями заняты своей работой, выбирая людей, которые могут стать семенами новой расы. Те, из кого зародилась пятая раса, были избраны из четвёртой; будучи в уединении в пустыне Гоби на протяжении огромного периода времени, они взращивались, воспитывались и обучались, пока среди них не воплотился их ману; тогда первая семья арьев была приведена для поселения в Арьяварту. Теперь же среди пятой расы отбирается шестая, и царь и учитель шестой расы уже за своей великой и благотворной работой. Одного за другим, пробуя и испытывая, они отбирают тех, кто образует ядро шестой расы, одну душу за другой берут они, подвергая её многим испытаниям, чтобы увидеть, если там сила, из которой может произрасти шестая раса. Когда же эта работа будет исполнена, придёт Калки аватара, чтобы смести всю тьму, отправить кали-югу в прошлое, провозгласить рождение новой сатья-юги и новой, более духовной расы, которая будет жить в ней. Тогда он призовёт двух избранных — царя Мору и брахмана Дэвапи — и вручит им бразды правления расой, которую они строят сейчас, расу, которая населит более справедливый мир, чтобы ещё дальше продолжить эволюцию человечества.

Четвёртая лекция

ШРИ КРИШНА

Братья мои, есть темы столь возвышенные, что даже язык дэвы не мог бы верно говорить о них. При мысли о музыке флейты Шри Кришны вся человеческая музыка кажется какофонией. И всё же, поскольку бхакти растёт мыслью и словом, вовсе не зря мы приближаемся к столь священному предмету. Лишь занявшись им, мы можем почувствовать наше незнание, пожалеть о нашей ограниченности и ощутить потребность в большей силе выражения, чем у нас есть здесь. Ведь, вероятно, среди всех божественных проявлений, прославивших мир, нет ни одного, которое бы пробуждало столь широкие нежные чувства, как аватара, которого мы изучаем сегодняшним утром.

Более суровое великолепие Махадэвы, владыки места сожжения, больше привлекает сердца тех, кто устал от мира и видит никчёмность мирских соблазнов; но Шри Кришна — Бог домашней, семейной жизни, Бог, чьи проявления притягательны во всех фазах его самооткровения; он до самой глубины человеческий, рождённый среди человечества, и как сказал он сам, действующий, как человек. В детстве он был настоящим ребёнком — игривым, гораздым на проделки и полным обаяния. Вырастая в мужчину, он также обладает очарованием, привлекающим сердца мужчин, женщин и детей. Это Бог, в присутствии которого всегда радость, постоянный смех и музыка. Когда мы думаем о Шри Кришне, нам кажется, что мы слышим журчание реки, шелест листьев леса, мычание коров на пастбище, счастливый смех