К. Антарова

Наука радости

— значит прежде всего мужаться. Так мужаться, чтобы

бесстрашное, чистое сердце могло свободно лить свою любовь. А любовь,

пощада и защита — это далеко не всегда ласковое, потакающее слово. Это

и укор, это и удар любящей руки, если она видит, как падает дух

человека, чтобы трамплином своей силы подкинуть огня в снижающийся дух

и энергию человека. Это и награда за текущий день, прожитый в чистоте

и творчестве.

Не отчаивайся, не считай себя бессильным в иные моменты жизни,

когда стоишь перед скорбью и смятением человека и думаешь, что не

можешь ему помочь. Нет таких моментов, где бы чистая любовь и истинное

сострадание были бессильны, не услышаны теми, к кому ты их

направляешь, и оставлены без ответа. Правда, не всегда твои чистые

силы проявляются мгновенно внешней помощью встречному. Факты внешнего

благополучия, единственное, что ценят люди как помощь, далеко не

всегда составляют истинную помощь. Но каждое мгновение, когда ты вылил

помощь любви, как самую простую доброту, ты ввел своего встречного в

единственный путь чистой жизни на земле: в путь единения в мужестве,

красоте и бесстрашии.

Разбив в сердце и уме страдальца предвзятое представление, что

Жизнь вооружилась против него, что его грехам нет прощения, что будучи

грешным, он не может уже выйти на путь Света и нести этот Свет другим,

ты разбиваешь перегородки авторитетов и предрассудков и создаешь ему

новые борозды, куда потечет его мысль с этого мгновения.

Никогда не отчаивайся и силу понимай во внутренней работе твоего

собственного духа. И чем выше будут твои бескорыстие и радость, когда

будешь принимать в сердце скорбь встречного, тем увереннее повернутся

факты серого дня для встреченного тобою страдальца. И тем скорее,

проще, легче сойдет с него очарование скорби.

Разве любовь умаляется в человеке от того, что она пролилась и

кто-то ее не подобрал? То место, где ты пролил любовь, будет местом

мира, хотя бы другой человек при тебе не утешился и остался

беспокойным. Твоя любовь, если она была действенна, если Жизнь в тебе

неслась вихрем радости к сердцу несчастного, что тебя не понимал,

всегда создаст вокруг него освежающую струю. И, оставшись один, он

успокоится, приведет себя в порядок и скажет другим: "Я нашел решение

своим вопросам".

Поэтому неси только Свет и Мир, неси всю любовь сердца, стой

перед Вечностью на дежурстве и не думай о последствиях встречи.

Расширяйте действенную любовь в ваших сердцах в труде простого

дня. Не думайте так много о себе, о подвиге своего спасения. Думайте

еще и больше о мире, о живущих в нем людях, ищущих любви, зовущих и

молящих о помощи и спасении. Посылайте каждому сердцу вашего сердца

привет. Это ничего не значит, что в момент сосредоточия и тишины вы не

видите людей и мир. Вы — люди, вы — мир, вы можете так широко любить и

благословлять людей, печальных, неустойчивых и несчастных в своей

жизни, что волны вашего доброжелательства долетят до них и принесут им

успокоение.

Никакая энергия, посланная человеком в доброте, не может пропасть

в мире. Тогда она может угнездиться в человеке. А энергия доброты не

минует ни одно существо в мире и если не освободит, то облегчит

каждого страдальца, мимо которого мчится.

Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что

предела достижения совершенства не существует. Но дело не в том, какой

высоты ты достигнешь сегодня. А только в том, чтобы двигаться вперед

вместе с вечным движением Жизни. А войти в него, в это движение, можно

только любовью. Если сегодня ты не украсил никому дня твоей простой

добротой — твой день пропал. Ты не включился в вечное движение, в

котором жила сегодня вся Вселенная; ты отъединился от людей, а значит,

не мог подняться ни к какому совершенству. Туда путь один: через

любовь к человеку.

Никто не может быть отделен от человечества ни в чем: ни в

дурном, ни в хорошем. В каждом из нас воплощено все человечество. Это

не риторический оборот, не художественный образ, а реальная

действительность.

Все низменное и дурное, вызывающее у тебя естественное чувство

отталкивания, протест, брезгливость, живет и в тебе же самом, но оно

живет в связанном состоянии, запрятанное так глубоко от тебя, что ты

об этом и не подозреваешь. Иногда необходимо чрезвычайное

обстоятельство, чтоб оно выявило себя.

Из этого вытекает призыв к неосуждению, которое имеет

практический результат для самого тебя: отрицая и обличая других, ты

не подозреваешь, что отрицаешь и обличаешь самого себя. Неосуждение

важно еще как