К. Антарова

Наука радости

ему

оправдание.

Как бы любвеобильны вы ни были, найти путь к единению в красоте

человеку бестактному невозможно. Есть старики, которым как будто

специально дается долголетие, чтобы они поняли это свойство любви,

чтобы научились распознавать во встречном его момент духовной

зрелости, а не лезли к людям со своими пониманиями, спорами, жалобами

и нравоучениями, считая, что раз им что-то кажется таким, значит, оно

такое и есть на самом деле и надо лететь и выкладывать из своей

кастрюли все, что там кипит.

Обдумывайте каждое слово. Всегда распознавайте все то, что

окружает вас, и помните крепко, что есть положения, когда лучше всего

молчать. Кажущаяся внешняя инертность человека, всем видимая, часто

бывает самой активной помощью тому, кто на вашу инертность жалуется.

Те же люди, что бегают по дню в сумбуре своих страстей, и

торопливо, суетно несут всем кажущуюся помощь, те стоят на месте в

смысле истинной помощи и приносят даже вред вместо пользы. Ибо

истинная помощь — это мужество, быть может, иногда и суровое слово,

которое не понравится встречному, а вовсе не поглаживание по головке

слезливого человека. И чтобы иметь силу выказать это мужество и помочь

своему встречному, надо вырасти в своем духе, в своем бесстрашии и

такте.

Никогда в своих бытовых отношениях с людьми не ищи объяснений с

ними. Ищи обрадовать человека, старайся начать и кончить встречу с

каждым в радости. Но избегай того, кто, хмурясь сам, старается искать

в тебе причин своей хмурости. Беги тех семей, где живут, ссорясь. Те,

кто рассказывают о своей любви к семье, а на самом деле являются

тиранами и ворчунами, не меньшие преступники, чем любые воры, уносящие

ценности людей.

Каждый, вступающий на путь знания, должен стараться говорить так,

чтобы ни одно его слово не язвило и не жалило. Если будешь нести

доброту в сердце, не сделаешь бестактности. Возьми новое правило

поведения: не говори никогда и ничего о братьях и сестрах твоих, когда

их нет с тобой. И говори только то, в чем не участвует твое

раздражение. Каждый раз, когда слово осуждения готово сорваться с

твоих уст, вспоминай, как мало тебе остается еще жить в этом теле и

как каждое упущенное в пустоте мгновение разлагает не один только твой

дух, но и дух каждого, с кем ты в это мгновение встретился.

Унесите с собой как завет: мужество и такт. Никогда не

произносите слова, пока полное самообладание не приведет вас к мысли:

человек, что жалуется или сетует мне, стоит на той точке своей

эволюции, где ему еще не открылось, что все в себе, что он сам

сотворил всю свою жизнь прежде, творит ее и сейчас. И только тогда

ищите мужества в себе дать самый благородный ответ на самый низкий

вопрос, самую недостойную жалобу.

Всегда, встречая людей, оказывая им помощь или передавая им

знания, умейте приготовить в их душах почву, на которой может быть

понято передаваемое вами.

Первая забота о человеке, если он поручен вам, — суметь стать в

его положение и не превысить его возможностей в передаваемом ему деле.

Твердо помните не как теорию, а как практику ежедневного труда:

"Может — не значит будет". Каждый раз, когда вы подумали сначала о

себе, то есть сказали себе: "Как трудно продвинуть в массы эти

понимания", вы уже раскрыли щель в своей защитной сети и наполовину

уменьшили успех предпринятого дела.

Нельзя врываться в чужую жизнь, предлагая свою помощь, если сам

не обладаешь достаточными знаниями, помимо отваги и храбрости. Редко

встречается в людях бесстрашие правды. Оно очень ценно не только

потому, что охраняет самого человека от множества горестей, но и

других защищает, помогая им сбрасывать с себя налет лжи. Но для того,

чтобы это качество могло творчески помогать людям, сам человек должен

точно, бдительно распознавать, насколько отвечают истине его

собственные представления о делах и людях.

Нельзя иметь в сердце божественную доброту и при ней не развить

до такого же масштаба в себе приспособления такта. Нельзя владеть

огненной силой духа и не развить в себе полного понимания сил и

характера встречного, чтобы всегда знать точно, в какой мере вы можете

и должны вовлечь его в свой огонь.

Нельзя прикасаться к жерновам Единой Жизни иначе, как пронося в

перемолотом виде все дары Истины людям. Если подать непонимающему

самое заветное сокровище, он может умереть от неумелого обращения с

ним, не принеся пользы ни своему окружению, ни себе.

Ничьи глаза нельзя раскрыть насильно. На земле очи каждого

раскрываются тогда, когда он долго и много