Н. Непомнящий

Древние сооружения и цивилизации

осели здесь'.

Насколько сильно и живуче это предание, подтверждает свидетельство

перуанского археолога Валькарселя, который че ез 400 лет после де

Леона слышал от индейцев, живших близ руин, что 'эти сооружения были

созданы народом-чужестранцем, белым, как европейцы'. Озеро Титикака

оказалось в самом центре 'деятельности' белого бога Виракочи, ибо все

свидетельства сходятся

одном- там, на озере, и в соседнем городе Тиауанако была резиденция

бога. 'Они рассказали также,- продолжает Леон,- что на озере, на

острове Титикака в прошлые века жил народ, белый, как мы, и один

местный вождь но имени Кари со своими людьми пришел на этот остров и

вел войну против этого народа и многих убил...' В особой главе своей

хроники, посвященной древним сооружениям Тиауанако, Леон говорит

следующее: 'Я спросил местных жителей, были ли эти строения созданы во

времена инков. Они посмеялис

над моим вопросом и заявили, что им доподлинно известно, что все это сделано задолго до власти инков. Они видели на острове Титикака бородатых мужчин. Это были люди тонкого ума, пришедшие из неведомой страны, и было их мало, и убито их много в война

...'

Когда француз Банделье 350 лет спустя принялся за раскопки в этих

местах, легенды были еще живы. Ему рассказывали, что остров в древние

времена населяли похожие на европейцев люди, они женились на местных

женщинах, и дети их стали инками... 'Информац я, собранная в различных

районах Перу, расходится лишь в деталях... Инок Гарсильясо

расспрашивал своего царственного дядю о ранней истории Перу. Тот

отвечал: 'Племянник, с удовольствием отвечу на твой вопрос и то, что я

скажу, ты навеки сохрани в сво м сердце. Знай же, что в древние

времена весь этот район, тебе известный, был покрыт лесом и зарослями,

и люди жили как дикие животные- без религии и власти, без городов и

домов, без обработки земли и без одежды, ибо не умели они выделывать

ткани, чт бы сшить платье. Они жили по двое или по трое в пещерах или

расселинах скал, в гротах под землей. Они ели черепах и коренья,

фрукты и человеческое мясо. Тело свое они прикрывали листьями и

шкурами животных. Они жили как звери и с женщинами обращались тоже как

животные, ибо не умели жить каждый с одной женщиной...' Де Леон

дополняет Гарсильясо: 'Непосредственно после этого появился белый

человек высокого роста и обладал он большим авторитетом. Говорят, он

во многих поселках научил людей нормально ить. Везде они называли его

одинаково- Тикки Виракоча. И в честь него создали они храмы и

воздвигли в них статуи...'

Когда хронист Бетансос, принимавший участие в первых перуанских

походах испанцев, спросил у индейцев, как выглядел Виракоча, они

ответили, что он был высокого роста, в белом одеянии до пят, волосы

закреплялись на голове тонзурой, ходил он важно и в р ках держал

что-то похожее на молитвенник. Откуда же пришел Виракоча? На этот

вопрос единого ответа нет. 'Многие считают, что его имя- Инга

Виракоча, и означает это 'морская пена',- замечает хронист Сарате.

Гомара же утверждает, что, по рассказам стар х индейцев, он перевел

своих людей через море.

Наиболее часто встречаемое название Кон-Тики Виракоча состоит из трех

имен для одного и того же белого божества. В доинкские времена он был

известен на побережье как Кон, а внутри страны как Тикки. Но когда с

приходом к власти инков их язык (кечуа) р спространился на весь район,

инки узнали, что эти два названия относятся к одному и тому же

божеству, которое они сами называли Виракоча. И тогда все три имени

соединили...

Легенды индейцев чиму повествуют о том, что белое божество пришло с

севера, со стороны моря, а затем поднялось к озеру Титикака.

'Очеловечивание' Виракочи наиболее четко проявляется в тех легендах,

где ему приписывают различные чисто земные качестваназывают его умным,

хитрым, добрым, однако при этом величают Сыном Солнца...

Многие легенды сходятся на том, что он приплыл на камышовых лодках к

берегам озера Титикака и создал мегалитический город Тиауанако. Отсюда

он посылал бородатых послов во все концы Перу, чтобы те учили людей и

говорили, что он- их творец. Но, в конце концов, недовольный

поведением жителей, он решил покинуть их земли. Во всей огромной

инкской империи вплоть до прихода испанцев индейцы единодушно называли

путь, по которому уходил Виракоча