Н. Непомнящий

Древние сооружения и цивилизации

на

полосах снят до светлого глинистого слоя. Поломка даже хрупкого

планера при приземлении на такой грунт исключается. 'Треуго ьники'

информируют планериста о возможном на этой полосе боковом ветре.

'Квадраты'- наилучшем месте приземления.

Стилизованные фигуры птиц могут обозначать места стоянок. Именно около

них попадаются крупные валуны, но форме и весу годные для швартовки

планеров. Притом рисунки рассечены тонкими прямыми линиями- возможно,

что это линейные указатели стоянок.

Стоит обратить внимание на рисунок птицы 'без головы и клюва'. Вместо

них как бы длинная, изогнутая в семь коленей 'шея'. Не похоже ли это

на развернутый перед планером амортизатор, трос, канат? А утолщение в

конце не обозначает ли площадку, на котор й могла стоять своеобразная

катапульта?

Или прирученных животных, способных дать планеру необходимое ускорение

для взлета. Я представляю 'длинношеюю птицу' как информационный знак

места взлета (может быть, для первичного обучения полетам).

Как утверждают археологи, никогда не считавшие 'полосы' в пустыне

'дорогами инков', гигантские рисунки встречаются далеко не по всему

Перу, а только на юге побережья, то есть там, где наилучшие условия

для парения планеров...

Не исключено, что этим же 'планеродромом' пользовались древние

аэронавты.

На плато найдены каналы с остатками горючих материалов в донном слое.

В горах- наскальный рисунок похожей на аэростат угловатой формы.

Сторонники предположения, что знаки в пустыне использовались в

древности как ориентиры воздухоплавателей, запустили в долине Наска

воздушный шар- монгольфьер. Баллон сшили по форме наскального рисунка.

Оболочку шара изготовили из ткани, аналогичной н йденной в местном

захоронении примерно того же времени, когда были созданы рисунки. Шар

заполнили горючим дымом от костра, горевшего в канаве длиной 10

метров. Сначала дым выходил через поры ткани, затем ткань несколько

'прокоптилась' и стала удержив ть теплый воздух. Костер, правда,

оказался маловат, и для ускорения заполнения баллона пришлось подвести

под шар газовую горелку.

Два энтузиаста поднялись на этом аэростате сначала на 100 метров,

затем на 500.

Присутствовавший на испытаниях 'древнего воздухоносного шара'

вице-президент Британского клуба воздухоплавания Джулиан Нотт заявил,

что он удовлетворен результатами эксперимента и полагает, что в

принципе древние перуанцы могли бы летать, используя т кие шары, но

делали ли они это, совсем другой вопрос.

Неплохо бы провести эксперимент и с планерами. Может быть, древние

инки все-таки летали, и не только для своего удовольствия, но и возили

грузы по воздуху...

В. Казаков, писатель

'Тайны веков' 1980

Дополнительно читайте: 'СамолетГримальди'

Айны, кто они?

Мохнатые курильцы

'...В нынешнем, государь, в 711 году, мы, рабы твои, с Большой реки

(Камчатки.- Б. В.), августа с 1-го числа, в ту Курильскую землю край

Камчадальского носу ходили; и с того носу мы, рабы твои, в мелких

судах и байдарах за переливами на море на остро ах были'.

Козыревский поднимает голову от бумаги, прислушивается к шуму дождя за

бревенчатыми стенами наскоро срубленной избы. Ночь. На столе горит

плошка. Порывы ветра ударяют в окно, затянутое лахтачьим пузырем. В

избе холодно и сыро, но Козыревский не замеч ет этого. Он словно бы

вновь перенесся в тот день, когда вместе с Данилой и двенадцатью

казаками добрался до курильской Лопатки, от которой за полосой воды,

прямо на полдень, была видна скалистая земля. Погрузившись в байдары,

отчалили, но вода в про иве вдруг закипела и с бешеной силой понеслась

из океана в Пенжинское море. Едва успели вернуться. Устрашенные, долго

еще смотрели казаки, как переливаются водяные горы, а когда море

стихло, снова погребли к манящей земле. На этот раз повезло.

Оставив байдары сохнуть, пошли берегом на полдень и к вечеру увидели

то ли дома, то ли чумы. Держа пищали наготове- кто знает, что там за

люди,- направились к ним. Навстречу высыпало человек полсотни, одетых

в шкуры. Смотрели без испуга и были облика необыкновенного- волосатые,

длиннобородые, но с белыми лицами и не раскосые, как якуты и

камчадалы.

Несколько дней он с Данилой через толмача склонял курильцев под

государеву руку, но те отказывались от такой чести, заявляя, что

никому ясак не платили и платить не будут.

Только