Платонов Антон

Руническая Магия

пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и т.д. Однако, вернемся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук.

Как показывают данные археологии, кольца (в том числе - и магические) делались не только из металла; известны также каменные, костяные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском Музее магических колец, любопытное выгравированной на нем заклинательной рунической надписью (но об этом чуть позже). Вполне возможно - и даже вероятно, - что в магических целях использовались и деpевянные кольца: в древности вообще было очень широко распространено изготовление магических предметов из древесины.

И все-таки основным материалом для изготовления колец служил, конечно, металл; использовались и драгоценные камни, но относительно редко - в древности это было довольно дорогим удовольствием, да и того разнообразия камней, которое мы можем видеть сегодня в ювелирных магазинах, древние мастера не знали. Зато они прекрасно владели различными техниками использования эмалей, зерни, скани, создавая подчас поистине великолепные изделия.

Очевидно, выбор материала для изготовления любого магического предмета - кольца в том числе - вопрос очень важный. Мы только что упомянули о кольцах из камня и кости, металлические кольца также изготавливались с учетом свойств металлов. О том, что металл тщательно подбирался, свидетельствуют, например, находки комбинированных магических колец - серебряных со вставкой из меди.

Не менее тщательно, очевидно, подбирался и камень для вставки:

Пусть никого не дивит - сомнение здесь неуместно, -

Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:

В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее.

Марброд Реннский, XII век

Первые в Европе трактаты, касающиеся магии камней, появились в античном мире. Авторы этих сочинений - Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст, Плиний Старший - описывали свойства растений, животных и камней, в том числе - и магические свойства последних. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвященные тем же вопросам. Среди авторов средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V - начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Марброда Реннского (XII век), Альберта Великого (XIII век). Позднее фрагменты из работ этих авторов, часто переделанные, а иногда - и переосмысленные, составили многочисленные сборники по магии драгоценных камней, к числу которых относится и знаменитый на Руси Прохладный Вертоград.

Однако, нужно, разумеется, учитывать, что предки наши не были настолько глупы, чтобы полагать естественные магические свойства камня достаточными для того, чтобы кольцо, в которое вставили камень, превратилось в магический инструмент. Вот простой пример. В Шотландии в Средние Века существовал магический шар из горного хрусталя, обладающий свойством исцелять болезни; во время страшной чумы 1665 года этот камень одалживали под огромный залог в шесть тысяч фунтов2. Было бы очень неосторожным считать, что такими же свойствами обладает и любой другой кусок чистого кварца...

Ничуть не меньшее значение, чем подбору материала, придавалось изображениям и надписям, наносимым на поверхность колец. Современные коллекции археологических находок содержат деятки и даже сотни средневековых колец, изображения на которых имеют магическую нагрузку (см. рис.). Однако, сейчас нас более всего интересуют кольца с заклинательными руническими надписями.

Так, на упомянутом выше агатовом кольце, хранящемся ныне в Британском Музее, выгравирована следующая руническая надпись:

eruriufdol uriurithol wlestepotenol

Надпись переводу не поддается, но по мнению Н.Пенника, это - кольцо силы, предназначенное пpиносить магический успех носителю.

Там же - в Британском Музее - хранятся еще два магических кольца, изготовленных на сей раз из металла: одно - из золота, а второе - из бронзы, и несущих одинаковые непереведенные рунические надписи, связанные, вероятно, с предыдущей:

внешняя стоpона кольца:

жruriuflturiurithonglжstжpon

внутренняя стоpона:

tol

Внутренняя надпись здесь, скорее всего, представляет собой триадное руническое заклинание.

А вот на знаменитом Ланкаширском волшебном кольце лишь часть знаков надписи выполнена рунами (остальное - латиницей). Этот относительно распространенный прием появился на Северо-Западе Европы после введения латинского алфавита: некоторые маги стали применять в своих надписях одновременно латинские и рунические буквы. О цели такого смешения мы уже говорили при рассмотрении