Гаврилов Дмитрий

Тёмные Боги Индо-европейцев

кто с гирляндой черепов (и змей), Яростный (Угра), требующий человеческих жертвоприношений [7], и ходит он в шкуре убитого им тигра - убийцы людей и скота.

Тело Шивы-Рудры темно, ибо покрыто золой. Иссиня-черен Его живот, красна Его спина. Иссиня-черным Он окутывает враждебного, красным Он поражает того, кто ненавидит Его... [8] Шиве посвящен черный конь - cyavacva.

Любопытно толкование имени Рудры Топоровым В.Н. от rodas (земля). Символика земли и подземелья определяющие в образе Темного бога.

Все живое трепещет пред твоими (Шива) ужасными стрелами, что несут болезни и смерть [9].

Сонм мерзких тварей составляет свиту Рудры-Шивы (пишачи, виталы, праматхи и т.д.), это оборотни, и питаются они человечьим мясом.

Грозные чудовища рождены Шивой и представляют его воплошения - это Бхайрава (Ужас), посланное в наказание самому Брахме, химерический Киртимукха и Вирабхадра, подобный греческому гекатонхейру. В этой связи напомним, что Губитель и Ужасный так же хейти (прозвища) аса Одина. Более того, говорят, что Шива отрубил своим мечом Брахме пятый лик.

Обращаясь в молитвах к Шиве-Рудре просят его не приносить смерть ни большому, ни малому, ни выросшему, ни отцу, ни матери. Сущему и Губящему Тебе (Шива) я совершаю поклонение! - говорит Атхарваведа [10]. Хотя само имя Шива означает благой.

Третий глаз Шивы губителен даже для богов (что связывает его с гоголевским Вием и другими подобными индоевропейскими персонажами, например Балором и Ысбаддаденом из кельтских легенд). Им обратил он в пепел бога любви Каму, который пытался помешать медитации Шивы.

В Махабхарате есть эпизод, где Шива способствует убийству усыпленных врагов [11]. Не убей, о Рудра, рассвирепев, наших мужей! [12] В общем, он бог той внезапной неестественной смерти, что наступает не от старости.

Рудра-Шива свертывает все миры в конце времен, он - разрушитель мира [13], в том смысле, что возвращает все к Первоначалу.

Ангхро-Майнью, Ариман

В Авесте, священных текстах древних иранцев, в частности, Ясне повествуется о двух Властелинах, Лукавом - Ангхро-Майнью (в Гатах его не принято называть по имени, ибо он - повелитель тьмы и враг священного огня) и его противнике, т.е. об Ахура-Мазде, выступающем в ипостаси Спента Майнью:

3. Два Духа, два близнеца в начале провозгласили от себя чистое и нечистое мыслей речей и поступков... 4. В первый раз, когда они пошли создавать жизнь и отсутствие жизни, и все, чем стоит наконец мир - где дурное, там виден был и Нечистый, Дух же Благой всегда пребывал неразлучен со святостью... [14]

Когда же встретились оба Духа, они положили начало жизни и тленности... [15]

Ахура Мазда сам говорит о себе: Мне дух Святейший имя (12), десятое - я Святость, одиннадцать - Святой я (8). [16]

Благой Дух или Священный Дух - эпитет Ахура Мазды в речах самого Зороастра:

Спросил Ахура-Мазду

Спитама-Заратустра:

Скажи мне, Дух Святейший,

Создатель жизни плотской.... [17]

Благой Ахура-Мазда... [18]

То есть, Ангхро-Майнью и Спента-Майнью - изначально близнецы и равные по праву первенства. Приблизительно к такому же выводу приходит И.В. Рак: Спента Майнью - авест. Святой дух. Дух-демиург, олицетворение созидательной мощи и благой сущности Ахура Мазды, с которым Спента Майнью отождествляется, как антипод Ангхро Майнью. В Ведах соответствия не имеет. Убедительной представляется версия, что образ Спента Майнью - теологическое введение Заратуштры, к которому пророк пришел путем собственных религиозных изысканий. Ахура Мазде противостоит Злой Дух Ангхро Майнью. Оба духа никем не сотворены и существуют от начала времен. В космогонии Гат Спента Майнью тождественен Ахура Мазде - изначальный брат-близнец Ангхро-Майнью, эта концепция получила дальнейшее развитие в зерванизме. В пехлевийских источниках Спента Майнью упоминается редко, обычно он тождественен Ормазду.

В среднеперсидской традиции мир тоже рождается в борьбе двух начал - Аримана и Ормазда, бывших авестийских Ангхро-Майнью и Ахура-Мазды.

И Он (Ариман) сотворил много дэвов и демонов, и творения разрушителя поднялись для устрашения. Ормазд, который увидел творения Злого духа... счел их недостойными хвалы [19]. Бундахишн - это среднеперсидское переложение утраченной части Авесты.

Еще в одном зороастрийском тексте встречаем: Ормазд - желающий добра, и он никогда не принимает зла и не одобряет его. Ариман - желающий зла, и он совсем не думает о добре и не принимает его. Ормазд, если он желает, может изменить творения Ахримана, Ахриман же, если он желает, может изменить творения