Гаврилов Дмитрий

Тёмные Боги Индо-европейцев

богов верили люди.

Дословно по другому списку: вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться.

Рядом с ним, Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс. Слово о полку Игореве свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью:

Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше.

Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных демонов, приносили в жертву ему черных кур и голубей [89]. В Слове св. Григория сказано о поклонении славян скотноу богоу и попутникоу и лесну богу. Т.е. Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.

О черноте Велеса свидетельствует отсутствие его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса стоял отдельно, не на холме, а на Подоле. Между тем и разделываются с Велесом в Киеве при Владимире, отправляя в загробным мир по реке, т.е. не уродуют, а хоронят старого бога. В Житие Владимира говорится: А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи Этим, якобы Владимир отправил Велеса, как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых. Упокоил, стало быть, двух самых известных славянских богов.

Впрочем, в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу. Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира - Чудский конец. С Велесом сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах. И Авраамий, уничтоживший идолу камену Волоса в Ростове, едва не стал жертвой беса, преобразившегося в свою противоположность - в образ воина, который возвел на него навет царю Владимиру... Бес обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами. Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога - Одина.

В Сказании о построении града Ярославля, источнике XVIII века, восходящем к древней записи, которая хотя и подновлялась позднее, но, тем не менее, в достаточной степени отразила истинный ход событий, прямо говориться, что волхвы были жрецами скотьего бога: Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури. Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то жреца казнили. И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься: При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю: На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался: Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь [90].

Н.М. Карамзин пересказывает (без ссылки на источник, но это по сути один из вариантов Великопольской Хроники) для любопытных басни, в одной из которых находим: Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от Александра Македонского), повесили оную в своем капище с правой стороны идола Велеса... Чрез несколько времени восстали от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн, воевали землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ моря, положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после монастырь Влахернский...)

С большой долей вероятности можно говорить, что Велес - водчий и пастырь мертвых как его балтские аналоги, как и св. Николай. Собственно и сам св. Николай по нашему мнению - православное имя древнего Велеса [91].

Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят болезней. [92]

Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог, как нами было показано в нашей предыдущей книге [93], где проводился функциональный анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса.

Возможно, именно Велес и есть Чернобог славян. Велес отождествлен