Эльманович В. И.

Нейролингвистическое программирование (часть2)

(везде по - своему). Во многих (если не во всех) религиях, шаманстве, колдовстве, спиритуализме и прочих мы обнаруживаем стремление выйти за эти рамки (встречаются живые и неживые, происходит воскрешение из мертвых, на страшном суде оживают все умершие, существуют веры в то, что Земля - живая, что даже камни живые и т. д. ). В реальной жизни за эти рамки выходят некрофилы, фетишисты.

ВТОРАЯ РАМКА - ЧЕЛОВЕК - НЕ ЧЕЛОВЕК - Будь человеком! , Ну и скотина же ты! , Сукин сын! , псы - рыцари . В древности племена имели тотемных животных, а у сохранившихся племен (американские индейцы, австралийцы и т. д. ) они есть до сих пор. У ассирийцев это голубь (позже обозначался обручем с крыльями), у иудеев - змея, золотой телец (против которого боролся Моисей), видимо, свинья (до сих пор им нельзя есть свинину), у славян - медведь - ведающий медом , его настоящее имя не произносилось (у отколовшихся от славян немцев его имя восстановлено: бер; сравни русское бор). В песне Калинка есть обращение: Медведь, ты мой батюшка . У финских племен Сибири медведь тоже был тотемным животным, его до сих пор уважительно называют Хозяин тайги . Зоофилы пытаются выйти из этих рамок. Эта и остальные рамки контекста делятся на две части: МУЖСКОЙ - ЖЕНСКИЙ ПОЛ , хотя у многих народов есть и средний род (бесполый). Народы в языке которых существует только один род (например, татары), все равно столь же эффективно отличают мужчину от женщины.

У отдельных народов (неарийских) имелись попытки выйти за рамки этого контекста, создав обоеполого бога : Гермафродит (заимствован греками), иудейский Бафомет; есть веские доказательства, что имя бога Иегова состоит из двух частей: Ия и Хава (т. е. одновременно мужское и женское начало). Тем не менее даже животные от членистоногих и рыб) существуют в этих рамках. А выходящие из них (гомосексуалисты) не дают потомства (если не возвращаются назад).

ЧЕТВЕРТАЯ РАМКА - РАСОВАЯ. Здесь модальность зрительная, субмодальность - цвет (белый, желтый, черный). Однако, современная биология находит различия между расами на генном уровне. Актуализация этого контекста: расовое предпочтение, расовая вражда (расизм белый, черный, желтый, семитский); попытки выйти из рамок - общечеловеческие ценности , межрасовые браки.

ПЯТАЯ РАМКА - НАЦИОНАЛЬНАЯ. Попытки выйти из рамок , проводимые ВКП(б) - КПСС путем создания общности советский народ , вызвала обратную реакцию - актуализацию национализма, особенно в Прибалтийских республиках, Молдавии, на Кавказе, в Средней Азии. Попытки сделать то же в мировом масштабе (космополитизм, интернационализм, общечеловеческие ценности ) привела к аналогичной реакции во многих странах. Действие равно противодействию : стремление сломать национальную рамку приводит к революции, расколу этноса и гражданской войне. Поэтому ни одну рамку нельзя ломать насильственно (извне).

Некоторые этносы входят в более широкую рамку - суперэтнос (славянский православный, индийский, мусульманский, западно - европейский и т. д. ).

Внутри пятой рамки впервые появляется аудиальная модель - язык и связанная с ним культура.

Уже национальной рамки - субэтнос: староверы, казаки.

Дальше идут стратификации: классы, возрастные группы - со своими субязыками; родовой, фамильной контексты с присущими им своей гордостью, честью; потом - семейный контекст.

Кроме того, существует ряд культурных и субкультурных контекстов: прибрежный - континентальный, равнинный - горный, городской - деревенский. Последний контекст весьма существеннен: О. Шпенглер (Заказ Европы ) доказал, что окончательная победа города над деревней (создание мегаполиса) - признак смерти культуры и переход этноса в фазу цивилизации, которая заканчивается гибелью этноса.

ПОСЛЕДНИЙ КОНТЕКСТ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ.

Он находится внутри, в центре. В нем есть все остальные контексты, хотя он меньше их всех (принцип голограммы).

Кроме того имеются свойственные этой рамке особенности: имя, прозвище. Важно, нравится оно человеку или нет. В магии духов называют только по имени. ИМЯ ДАЕТ ДОСТУП КО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ КОНТЕКСТАМ. Имя можно запятнать или прославить.

Когда человек ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ СВОЕГО ИМЕНИ, диапазон его поведения значительно расширяется; обряды инициации сопровождаются сменой имени (и сменой поведения). Личная история, жизненный сценарий часто завязаны на имени.

Внутри индивидуального контекста существуют различные формы поведения - ролевые, полуролевые, профессиональные. Смена фамилии (например, при замужестве), получение кличек (партийных, шпионских, бандитских)