Лайтман М.

Десять лекций о Каббале

нем всякого эгоизма. Единственное, что нужно Творцу - это насладить нас в той мере, в которой мы предпочтем Его, станем подобны Ему. Возвеличивание Творца говорит о правильности кли. Наслаждение слиянием с Творцом может стать бесконечным, вечным, совершенным, если не будет ограничено эгоизмом.

Альтруизм - это особое свойство, особый вид исправления кли. Эгоизм ни к чему хорошему не приводит. Мы видим: чем больше есть у людей, тем чаще они страдают депрессиями, кончают жизнь самоубийством. Самые развитые страны стоят по количеству самоубийств на первом месте. Дайте человеку все, наполните его, но он при этом не чувствует вкуса к жизни. Вкус чувствуется только при соприкосновении страдания и наслаждения, а при наполнении наслаждение гасит желание.

Указание Творца об исправлении кли из эгоистического на альтруистическое дано ради нас, а не ради возвеличивания Творца. Настоящее состояние, в котором находится человек, называется олам азе, а его следующее состояние - олам аба. Мир - это то, что я сейчас ощущаю, а следующее ощущение - это новый мир.

Каждый человек, который прошел хотя бы маленький курс занятий Каббалой и оставил ее, все равно что-то получил, в нем это живет, остается. В каждом существует подсознательное ощущение, что в жизни является самым главным.

Есть различные люди. Одни родились прыткими, ловкими. Такие люди скорее достигают больших успехов в обществе. Они быстро богатеют, становятся хозяевами, эксплуатируют остальных. А другие родились лентяями, они медленно растут и развиваются, они неудачники. Может быть, они даже больше работают, чем ловкие, но мало чего достигают. Им вставать на утром труднее, им тяжелее выполнять тот же объем работы - в нашем мире мы не можем взвесить усилия человека, потому что они зависят от очень многих внутренних свойств, с которыми создан человек. У нас нет приборов, способных измерить свойства и внутренние усилия человека, усилия не физические, а моральные, внутренние.

Бааль Сулам пишет, что в мире есть 10% так называемых альтруистов. Это люди, которые созданы таким образом, что получают наслаждение от отдачи. Так же, как эгоист может убить за то, что ему не дают что-то необходимое ему, так и такой альтруист способен убить за отсутствие возможности отдавать, т.к. для него отдавать - это средство получать наслаждение. Такие люди все равно эгоисты, т.к. их намерения - что-то получить в результате отдачи. Естественно, что и им надо исправляться.

По отношению к духовному и они эгоисты. Им надо пройти большой путь осознания зла в понимании того, что они не альтруисты, пройти период осознания себя эгоистами. Чем человек грубее, эгоистичнее, тем ближе он стоит к возможности перейти в духовное. Эгоизм его созрел, он огромен. Остается только осознать, что он - зло для самого человека, и просить Творца изменить намерение получать ради себя на намерение получать ради Творца.

Свойство стыда появляется в малхут Эйн Соф, когда она понимает, что такое кетер, бхина шорэш - это ощущение от противоположности себя и света. Сама малхут не ощущает света, а только те свойства, которые свет в ней вызывает. В самом свете нет никаких свойств. Эти свойства малхут ощущает в себе как результат воздействия света на нее.

Все реакции организма полезны и необходимы: как духовного организма - души, так и нашего животного тела. Считается, что все болезни - это реакция организма, чтобы удержать себя в равновесии. Допустим, человека заболевает. Организм специально вызывает температуру, чтобы убить какие-то микробы, обезопасить и защитить себя. Болезнь воспринимается не как болезненное состояние организма, а как его внешнее проявление, реакция на то, что в нем существует. Поэтому нельзя убивать симптомы болезни, чтобы не убить реакцию организма, его усилия к излечению.

Наш эгоизм очень умный. Если есть желания, которые невозможно удовлетворить, он их подавляет, чтобы не вызывать в нас излишние страдания. Но как только появляются определенные условия, в нас тут же возникают соответствующие желания. Это относится и к слабому, больному, старому человеку, в котором нет особых желаний, есть одно - просто существовать. Организм подавляет не могущие осуществиться желания.

Каббала полностью отрицает эволюцию. Она была только в четырех стадиях ор яшар, когда бхина алеф превратилась в бет, бет - в гимел и т.д. Когда же образовалась малхут Эйн Соф, она впитала в себя все желания верхних сфирот, они живут в ней и никоим образом не изменяемы.

Появление в дальнейшем всех миров и парцуфим говорит не об изменении желаний, а об изменении