Шемшук Владимир

Русско-борейский пантеон. Боги народов евроазиатского континента

Но первоначально его именовали - Дадбог, это звучание сохраняется у сербов, от которого произошло слово дед, т.е. его имя означает покровительство прародителя рода - деда.

Дажбог неслучайно был связан с погодой, потому что он возглавлял Пантеон, куда входили 12 имён, совпадающих с названиями месяцев, 4-ре имени, совпадающих с названиями сезонов: Лета, Овсень (Осень), Зима и Яровит, т.е. весна (яр - древнерусское название весны). Кроме перечисленных божичей, ответственных за сезонные периоды, существовали ещё божичи, отвечающие за взаимоотношения в природе. В Ведах сохранилось восемь богов-добродетелей, входивших в ведический Пантеон и управлявших взаимоотношениями людей между собой. Если их учесть, то в сумме получается 24 божества, которые создавали общий эгрегор, возглавляемый первоначально - Подагой (т.е. подающая), а в настоящее время её называют в России Погодой. Если Ра (рок) мужского рода зачинал судьбы людей, то Подага - Божество женского рода взращивала и раздавала (подавала) эти судьбы. Пантеон роков отличался от Пантеона богов не только рангом, но и полом.

Дажбог был Триглавом - в него возможно входили: Подага, Аджна и Вей. Вей входил потому, что праздник Дажбога приходился как раз на Масленицу, на которую до сих пор пекут блины, символизирующие Солнце, а согласно летописям Дажбог был его олицетворением. На Масленицу приходится праздник кастово-возрастного бога, в нашем случае Вея. Кто входил в качестве второй главы в триглавого Дажбога сейчас однозначно сказать нельзя, но Аджна сохранила созвучие с именем Даж, поэтому возможно это была она. Одназначно можно сказать, что Дажбог состоял из рока, дива и бога. Фамицин обратил внимание, что в народных песнях Подагу часто связывают с Дажбогом, поэтому скорее всего она входила в качестве третей головы. Культ Подаги был разрушен ещё задолго до образования Болгарской империи. На это указывает многократное изменение названий месяцев. Это и понятно, что более всего работало на людей, к чему чаще они обращались, то в первую очередь и было разрушено.

ЯРОВИТ (яр - сила, молодость и вит на древнерусском означает мысленно летать, мечтать, возносится, сравните: не витай в облаках). Весну иногда называли ярой, поэтому логичней всего было предположить, что Яровит олицетворял весну ( у римлян её олицетворением была Веста), поскольку его сила проявлялась периодически только весной.

ЛЕТА. В Велесовой книге её называют ЛЕТНИЦЕЙ, которая олицетворяла лето. Западные славяне с летом связывали Додолу (Додила). У древних греков была богиня Лета (или Латона) и Летой называли реку забвения в царстве мёртвых. О существовании этой богини у славян исследователи ставили вопрос не раз, и им приходилось его снимать, поскольку остатков этого культа не обнаружено. Кайсаров на этом основании предположил, что слово Лета заимствовано у греков. Но это никак не может соответствовать действительности, поскольку оно существовало ещё в те времена, когда греков вообще не было. До сих пор русские измеряют возраст в летах, а вот слово год вполне могло произойти от Погоды значительно позже. Год (Година) - к нашему времени перестал быть божеством (а может никогда и не был им) и означает лишь период обращения Земли вокруг Солнца. Отсутствие выраженного культа Леты на Руси не говорит о том, что его вообще не было.

ОВСЕНЬ (Авсень, Усень, Баусень, Овсей) - олицетворял осень. Это слово почти без изменений дошло до нашего времени и его праздник, возможно, приходился на момент появления жёлтых листьев или первого снега. По предположению Юдина его имя происходит от старорусского прилагательного оусинь (юсинь) - синеватый. Часть исследователей непонятно почему связывают его имя с названием утренней зари, приводя список её названий у различных народов, который совершенно несозвучен между собой: у литовцев Аушра, латышей Аустра, древних греков Эос, древних римлян Аврора, древних индийцев Ушас. К утренней заре мы ещё вернёмся, но созвучие название сезона осень и имени бога Овсень не оставляет нам другого выбора.

ЗИМА - божество зимнего периода. Из исследований С.Антоненко следует, что олицетворением зимы у русских первоначально была корова Зимун, от этого слова происходит слово Зима, а у ариев Гима, откуда и пошло название гор Гималаи (гима и лаи, т.е. Лайя = Леля - бог пути физического развития). Дед Мороз не являлся богом и не был главным во время празднования зимы, а как и другие персонажи (Снегурочка, Старый и Новый год) входил в свиту Зимы. Сделали его главным в Европе а к нам это изменение пришло во времена Петра