Шемшук Владимир

Русско-борейский пантеон. Боги народов евроазиатского континента

стало несомненным фактом. Но, в отличие от духов, которые периодически буднично встречаются людям, манифестация богов носит торжественный, величественный характер, и являются они, как правило, со всей своей свитой в местах наибольшего скопления людей. Вспомните уже ставшие классическими случаи видения Девы Марии в Каире, Фатиме, Сараево, (хотя в последних случаях явления носили явно сатанинский характер), или описание в древнегреческих легендах появления Деметры и др. богинь со своим свитами. В реальной практике таких случаев, не ставших достоянием гласности, значительно больше. Можно, конечно, сомневаться в подлинности этих событий или пытаться объяснить их массовым гипнозом, хотя полученные фотографии, обошедшие весь мир, снижают долю скептицизма.

СТРИБОГ (Стриба). В Слове о полку Игореве ветры названы стрибожьими внуками, что дало основание исследователям говорить о нём как о боге воздушной стихии. Стрибог был дедом, прародитель всех видов ветров, а их названий в русском языке существует множество. В древности воздушные явления, такие как Ураган, Вьюга, Метель, Посвист, Ветер - воспринимались нашими предками, как живые существа. Возглавлял же всё это ветровое разнообразие бог воздушной стихии - Стрибог. Артур Кларк, наслушавшись невероятных рассказов очевидцев о разумном поведении ветра, когда он преследуют человека, чем-то провинившегося перед ним, написал интересный фантастически рассказ, не подозревая, наверное, что затронул одну из глубочайших тайн Природы - её разумность. Человек разумен, но он лишь часть Природы. А часть не может быть развита больше целого, т.е. Природа тоже разумна и, мало того, она гораздо разумней человека. Ряд исследователей справедливо полагают, что имя бога Стрибог связано с санскритскими корнем стри - простирать, расширять, и словом простара - простор, пространство.

КУПАЛА. С лёгкой руки Андрея Кайсарова, славяниста XIX века, Купало стал считаться богом плодов. Его статуя стояла в Киеве. Как пишет Григорий Глинка, Купала считался весёлым и прекрасным богом, был одет в лёгкую одежду и держал в руках полевые плоды, на голове у него был венок из цветов купальниц. И он, вслед за своим современником А.А.Кайсаровым, тоже считет Купалу богом плодов, цветов и урожая. Такой подход характерен для всех ранних исследователей древней культуры предков, для которых обилие богов объяснялось тем, что у наших пращуров любое действо, как природное, так и человеческое, имело своего бога. Кроме описания внешнего вида Купалы, взятого из народного фольклора, остальные их выводы не соответствуют действительности. Другие исследователи считают, что Купала связан с древнеримским Купидон - божок любви, чьё имя означает стремление и сильная страсть и возводят его имя к индоевропейскому корню куп, от которого они считают происходит русское кипеть. Но всё совсем не так. Купала - бог вод-

ной стихии, поскольку его праздник, праздновавшийся в народе 24 июня, приходится на водный месяц. От его имени происходят слова купаться и купель. Ему подчинялись не только Вилы (русалки), всевозможные водяные и местные водные духи, но и реки, моря, океаны со всеми их богатствами, а кроме этого ещё дожди, ливни и все виды осадков с их благостными последствиями. Последнее обстоятельство определяло его важнейшую роль при вызывании дождя и в получении урожая, что ввело в

заблуждение исследователей Кайсарова и Глинку, поскольку плоды в руках Купалы - это лишь следствие вовремя прошедших дождей.

Распределение имён богов четырёх стихий (огня, земли, воздуха и воды) представлено в таблица 2.

Стихия

Бог

Огонь

Ярило

Земля

Макошь

Воздух

Стрибог

Вода

Купало

Таблица 2. Соответствие стихий богам

Кастово-возрастные боги

Число четыре, таким образом, лежит в основе построения всего мира, и древние широко применяли его в устройстве своей жизни. Например, ведическое мировоззрение выделяет среди людей четыре варны (касты): брамины - жрецы, шудры - крестьяне, кшатрии - воины или ремесленники, вейши - купцы или старейшины. В Древней Руси от названий стихий происходят названия четырёх сословий: от огня происходят огнищане, от земли - земледельцы (землепашцы), от воздуха - воины, от воды - ведуны.

Согласно Ведам человек последовательно должен пройти все четыре кастово-возрастных периода. Первый период до 24 лет11 человек был обучающимся монахом, который постигал все житейские премудрости: основы земледельческого искусства, необходимые для жизни ремёсла, приобретал знания об обрядах и праздниках,