Безант Анни

Комментарии к Бхагавад-Гите

действует внутри.

В этом состоит опыт каждой борющейся души. Через этот опыт должен пройти каждый, вступающий на путь, который ведёт к Богу. Только в этом высочайшем одиночестве отчаяния возможно для Арджуны найти своё Высшее

Я. И потому не бойтесь все вы, желающие быть воинами, если друзья порицают и покидают вас. Не бойтесь даже тогда, когда старшие осуждают вас, когда младшие презирают, когда равные глумятся над вами. Идите прямо непоколебимо, ибо Высшее Я внутри вас. Вы можете сделать много ошибок, ибо Высшее Я воплощено, а ошибки - принадлежность воплощённого. Помните только, что они от формы, но не от заключённого в ней Духа, и что благодаря страданию, которое следует за этими ошибками, всё грубое сжигается, а Высшее Я выявляется всё яснее.

Продолжайте бороться и сражаться с неустрашимым сердцем, и тогда, в конце вашего сражения на Курукшетре, для вас также займётся заря Единого Я во всём его величии, и для вас также будут разрушены все иллюзии, и вы увидите вашего Господа в Его истинном виде.

Лекция II

ЙОГА ШАСТРА

В этой лекции будет изложена природа Гиты в её сущности, как Йога Шастра, как Св. Писание Йоги. В нём возбуждается вопрос о деятельности, какова природа деятельности, какова её связующая сила и как можно избавиться от её цепей посредством Йоги. Это поведёт нас к рассмотрению значения Йоги и к тому, как следует понимать Йога, а позднее мы постараемся определить, какие средства для достижения Йоги возможны для нас. Прежде всего, мы должны ясно знать, что Бхагавад-Гита в своей сущности есть то, что называется на востоке Йога-Шастра (Религиозная система или философия Йоги). Это Св. Писание Йоги дано Самим Господом Йоги.

Говорящий есть Йогишвара, Господь Йоги, и мы читаем в конце книги, когда всё уже было сказано, как тот, к которому была обращена речь, говорит: Милостью Виасы, я услышал эту тайную и высочайшую Йогу из уст господа Йоги, самого Кришны, говорившего перед моими очами (XVIII, 75). Таким образом, мы имеем здесь учение Йоги, передаваемое самим Йогишварой. Как мне познать тебя, о Йог? (X, 17) - вот крик Арджуны. Он думает о Нём, как о Йоге, и в ответ на этот вопрос раскрывается перед ним Божественная Форма - факт величайшего значения для проникновения в истинный смысл Йоги, как мы это узнаем позднее. И далее мы увидим, что Арджуна снова возобновляет свою просьбу: Подробно поведай мне о твоей Йоге (X, 18). Вот чего Арджуна ищет, чтобы покончить со своими колебаниями и иллюзиями. Кто знает по существу это Моё превосходство и Йогу Мою, тот будет приведён к гармонии устойчивой Йогой. В этом не должно быть никакого сомнения (X, 7). Таким образом, все мольбы ученика к Господу Йоги сводятся к желанию понять внутреннее значение Йоги. В этом и кроется истинная суть Гиты.

Но каким образом сочетается это учение Йоги с тем, что рассказывается в самом начале Гиты? Ибо вы должны помнить, что говорящий и ученик стоят в середине между двумя армиями, которые готовятся вступить в бой. Как раз когда выстроившиеся в бой сыны Дхритараштры были готовы к сражению (I, 20), сердцем героического Арджуны овладело великое отчаяние. Целью всего, что говорится и что делается в Бхагавад-Гите, является один и тот же мотив: придать Арджуне мужество и решимость, вовлечь его в действие, принудить его, если нужно, к сражению, и все аргументы постоянно сопровождаются одним и тем же припевом: и потому сражайся!. Всё равно, о чём бы ни шла речь, о природе ли Дживатма, нерождённой, неумирающей, неизменной и постоянной, или же о значении Единства и Многообразия, о строении миров, о значении единой Жизни, проникающей всё сущее, - в конце всех философских разъяснений опять звучит всё тот же припев: И потому постоянно думай обо Мне одном и - сражайся! (VI, 7). Или когда речь идёт о благоговейной преданности, и ученику указывается на необходимость делать всё во имя Господа, и всё же, устремив свои мысли на Высочайшее Я... сражайся, Арджуна! (III, 30). И когда видение Божественной Формы раскрывается перед Арджуной, мы слышим то же самое: Бейся же без страха, Арджуна, рази! (XI, 34).

И под самый конец, когда Кришна говорит: Погрузи свой ум в Меня, будь предан Мне, жертвуй Мне, всё та же прежняя мысль звучит в вопросе: Уничтожено ли твоё неведением рождённое заблуждение? (XVIII, 65,72), и результатом всего этого является решимость Арджуны сражаться: Я поступлю по слову Твоему, - говорит он и бросается в битву.

С первого взгляда всё это кажется очень странным и очень неожиданным. Ожидается учение Йоги, предполагается воспитание истинного Йога,