Безант Анни

Комментарии к Бхагавад-Гите

Мудрый не оплакивает ни живых, ни мёртвых. Также становится ясным и то, почему Мудрые смотрят одинаково на всех: И на брамина, украшенного ученостью и смиреньем, на слона, на корову, собаку и даже на того, кто ест собаку (V, 18). Мудрые смотрят одинаково на всё, не видя разницы ни в чём, потому что они видят Единое Я пребывающим во всём, и только видящие так могут быть названы Мудрыми. Всех остальных вводит в заблуждение видимость; все они - во власти Майи. Человек, переступивший за предел Майи, достиг высочайшего состояния Мудрости (XVIII, 50), и достигнув Брахмана, успокоившись в Едином Я, он не скорбит и не желает, одинаковый ко всем существам, он исполняется высочайшей преданности ко Мне. Преданностью он познаёт Меня в Моей сути, кто Я и что Я. Познав Меня таким образом в самой сути Моей, он затем вступает в Высочайшее То (XVIII, 54, 55). В нём Мудрость, сияя подобно солнцу, раскрывает Высочайшего... Мудростью рассеяв свои грехи, он идёт туда, откуда нет возврата (V, 16, 17).

Кроме Йоги Любви и Йоги Распознавания, которые мы только что разбирали, существует ещё и третья форма Йоги. Это - Карма Йога, Йога Действия. Но какого действия? Только такого, которое имеет смысл жертвы, и потому этот вид Йоги вернее всего назвать Йогой Жертвы.

Эта предварительная Йога Действия, или Жертвы, иногда называется просто Йога, без всякого определения, и это по той причине, которая выяснилась в предыдущей лекции, когда мы говорили о деятельности и о совершенном Йоге. В Беседе третьей говорится о двояком пути, о единении через познание и единение через действие (III, 3). Если взять путь Йоги через действие, то нужно прибавить, что он представляет собой большие трудности, и самая главная из них это - понимание самого действия.

Что есть действие и что бездействие? Даже мудрые этим смущаются. И потому я объясню тебе действие, познав которое, ты освободишься от зла. Необходимо различать действие, различать незаконное действие и бездействие. Таинствен путь действия. Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, тот - Мудрый среди людей, тот гармоничен, даже когда совершает действия (IV, 16-18).

В этом - первое из тех затруднений, что будут окружать Йога, идущего путём действия. Он должен узнать, что следует делать и чего не следует. Он должен различать праведное действие от неправедного. И первое, что он должен внедрить в себя, это: Взирай лишь на дело, а не на плоды его (II, 47). Плоды принадлежат Господу, правящему миром, если действие совершается как жертва, ибо жертва не принадлежит человеку - его дело только принести её, - а плоды жертвы принимаются и расходуются Высшими Силами. Поняв, что он имеет дело только с действием, человек должен непрестанно без привязанности совершать должные действия (III, 19). Но что такое должные действия, что такое долг?

Вот вопросы, на которые мы должны ответить, если хотим в безопасности идти по пути деятельности, не выковывая новых цепей своими действиями и не стремясь бессознательно к их плодам.

Господь говорит нам совершенно определенно, что есть должное или праведное действие. Это - действие в гармонии со Мной (III, 26). Вы должны научиться различать Божественную волю в эволюции, прежде чем ваши действия станут праведными. Не переставайте искать всё большего проникновения в Его волю, но начните с тех обязанностей, которые поставлены перед вами на жизненном пути вашей кармой, индивидуальной, семейной, общественной и национальной. Исполняйте их как можно совершеннее, ибо они возложены на вас самим Господом. Истинный деятель не станет бросаться в поиски за делом. Он берёт то дело, которое естественным образом становится перед ним, и стремится исполнить его как можно совершеннее. В этом усилии понять стоящую перед ним задачу человек приобретает Мудрость. В усилии различить праведное действие от неправедного, свой долг от долга другого человека, выполнение которого часто представляет опасность для деятеля - чужая дхарма полна опасности (III, 35), - в этом усилии развиваются его способности. Само усилие в этом направлении поднимет деятеля на высоту ясного видения, укрепит его сознание и направит к Мудрости.

Другое правило состоит в том, чтобы из всех полезных деятельностей, стоящих на пути человека, он выбрал ту деятельность, которая соответствует его способностям. Истинный деятель должен измерить свои силы и делать не мало и не слишком много. Предположим, что на нашем пути возникает ряд деятельностей, которые соответствуют вашим способностям, а между тем количество их превышает вашу работоспособность.