Войцеховский А. И.

Кто построил каменные цепи

Ведь в данном случае важны самые разнообразные факторы, а именно: общее начертание знаков, глубина и ширина штрихов, угол резьбы каждого штриха, направление надписи, т.е. писалась она справа налево или слева направо и т.д.

Автор будет предельно откровенен с читателями: материалам, которыми он воспользовался для рассказа о ситовском феномене, достаточное количество лет. И он, автор, не знает, как сегодня обстоят дела с расшифровкой таинственных знаков, поскольку публикации в нашей научно-популярной литературе на эту тему ему не попадались...

В заключение данного раздела нельзя не остановиться на истории гигантского рельефа с надписью, что находится в скалах над селом Мадара в Болгарии. Поэтому и зовут этот рельеф Мадарским всадником. Вначале несколько слов о внешнем виде рельефа...

Высечен он на отшлифованной скале на высоте 23 метра от земли. В торжественном движении слева направо изображен всадник, за ним бежит собака. Всадник наступает на агонизирующего льва. Всадник сидит вполоборота в седле. Облачен в верхнюю одежду, ниспадающую до колен, обут в сапоги.

Левая рука поднята над гривой коня, правая опущена и согнута в локте. Конь с массивными ногами, широкой грудью и заплетенным хвостом. Голова повернута к зрителю. Лев пронзен коротким копьем. Голова его также повернута к зрителю. Тело скорчено, но хвост высоко поднят. Собака с ошейником на шее бежит за конем, сильно вытянув передние лапы, язык ее высунут из пасти.

Фигуры почти естественной величины. Рельеф средний, лишь в некоторых местах высокий. Он усилен выдолбленным контуром вокруг фигур.

Рассматриваемый снизу рельеф представляет собой внушительное зрелище.

Ничего подобного в Европе не имеется. В то же время нужно сказать, что на рассматриваемый памятник похожи некоторые рельефы в Иране эпохи Сасанидов.

Многие десятилетия Мадарский всадник вызывает оживленные научные споры.

Первым стал изучать его венгерский путешественник Феликс Каниц в 1868 году, предполагая, что это образец римского или фракийского искусства. Потом, когда ученые прочли надписи, расположенные рядом с рельефом и считающиеся одногодками с ним, стали думать, что этот памятник относится к эпохе первого Болгарского государства.

Эти самые ранние памятники письменности первого Болгарского государства содержат сведения о событиях ранней истории Болгарии. Правда, скала значительно разрушена временем, и это сделало неразличимой большую часть знаков надписи. По той же самой причине можно только предполагать, как выглядели лицо, тело и одежда всадника. Угадываются лишь следы от сбруи коня и стремени. Надпись и рельеф покрыты красной замазкой, а саму скалу пересекают глубокие трещины, что позволяло некоторым исследователям датировать памятник VIII-IX веками нашего времени.

Существует и другое мнение, а именно: каменные памятники в Мадаре - не что иное, как праболгарский храм-капище. Но где храм, там и жречество, идолы, культ и т.д. Заметим, что праболгары почитали единственного верховного бога, бога неба, солнца и огня - Тенгри. Сам образ Тенгри в их представлении весьма близок к земным условиям: это победитель, хан, герой.

Ничего необычного в этом нет, поскольку при переходе от общинно-родового строя к строю военной демократии и первым государствам естественным образом изменяются и религиозные представления: из зооморфных они становятся антропоморфными.

Таким образом, вполне вероятно, что Мадарский всадник - это языческий бог Тенгри, а надписи рядом с ним составлялись периодически в более поздние времена...

...Мы прикоснулись, уважаемые читатели, к нескольким тайнам Родопских гор, открыли для себя несколько страниц древней истории Болгарии, которая вообще щедра на появление различных сокровищ древности. Действительно, фракийские украшения, золотые, серебряные и бронзовые сосуды, расписная керамика- все то, что было найдено в болгарской земле случайно или во время планомерных раскопок фракийских курганов и вошло в сокровищницу мировой культуры, - свидетельствует о богатстве фракийской знати, о развитых ремеслах фракийцев, об их торговле со всем античным миром. Но причем в таком случае Родопские горы?

Для ответа нужно, хотя бы вкратце, коснуться истории. Дело в том, что примерно во второй половине IV и первой половине III веков до нашей эры Фракия была вовлечена в орбиту крупных политических событий, сотрясавших античный мир. В 350 году до нашей эры отец Александра Македонского подчиняет фракийские земли себе. Спустя двадцать лет Фракия становится тем плацдармом, с которого