Войцеховский А. И.

Кто построил каменные цепи

строительства комплекса - это, как уже сообщалось выше, 1900-1600 годы до нашей эры.

Рис. 8. Стоунхендж с высоты птичьего полета

На вопрос как? - как были перевезены и установлены эти огромные камни - пока однозначного ответа не найдено, но выявлено много интересного материала для археологов, инженеров и всех тех, кто интересуется способностями и возможностями доисторических людей... В этом отношении небезынтересны работы чехословацкого инженера П. Павла, раскрывшего секреты установки статуй острова Пасхи. Исследователя давно интересовал вопрос, как предки англичан тысячелетия назад сумели взгромоздить на менгиры каменные пятитонные плиты? Павел был уверен, что исконные жители Британии без кранов и прочих современных устройств могли поднимать на значительную высоту такие тяжести. Он хотел провести эксперимент на месте, но англичане отказались.

Тогда в конце 1990 года в чешском городе Страконице появился фрагмент Стоунхенджа: два бетонных столба - точная копия тех, что тысячи лет стоят в туманном Альбионе. А рядом легла бетонная плита в пять тонн. С помощью канатов 18 добровольных помощников Павла, отнюдь не богатырей, смогли поднять эту плиту наверх. Так спустя тысячелетия 35-летний инженер, возможно, раскрыл вполне безопасный и простой метод древних строителей Стоунхенджа...

Что же касается основного вопроса зачем? - с какой целью был построен Стоунхендж, - то он решался достаточно сложно. Уже с давних пор высказывалось предположение, что Стоунхеидж был не только храмом, но и своеобразной астрономической обсерваторией. В самом деле, наблюдатель, находясь на центральной площадке комплекса, мог видеть сквозь одну из арок сарсенового кольца, как в день летнего солнцестояния дневное светило восходит прямо над менгиром. Во все последующие (как предыдущие) дни точка восхода солнца лежит справа от менгира.

КОМПЬЮТЕР ДРЕВНОСТИ

В начале 70-х годов английский астроном Дж. Хокинс, работавший тогда в Бостонском университете (США), оживил безмолвные камни Стоунхенджа.

Благодаря его многолетним исследованиям приоткрылась одна из наиболее ранних страниц истории человечества.

Стоунхендж - это намного больше, чем просто установленные вертикально гигантские семиметровые каменные трилиты, и его истинная история гораздо интереснее, чем все легенды, окутавшие его, словно туман. Оказалось, что это древнейшая астрономическая обсерватория, которая позволяла с удивительной точностью вести календарный счет дням, отмечая времена года и даже предсказывая лунные и солнечные затмения. Путем детального математического анализа на ЭВМ профессор Хокинс доказал, что многотонные каменные арки служили безупречными визирами для закрепления направлений на особые точки горизонта. Они фиксировали все важнейшие точки восходов и заходов Солнца и Луны в различных стадиях их перемещения по неоесной сфере.

А 56 глубоких лунок Обри, расположенных строго по кругу (диаметром 87,8 метра) на одинаковом расстоянии друг от друга, позволяли при использовании шести камней (трех белых и трех черных) предсказывать наступления затмений.

По мнению доктора физико-математических наук И.А. Климишина, Стоунхендж - действительно, удивительная машина, позволяющая не только строго определять времена года, но и предсказывать солнечные и лунные затмнения. На наш взгляд, строителям Стоунхенджа было вполне под силу такое (хотя, возможно, и неосознанное) моделирование системы Солнце - Земля - Луна...

Во всяком случае, какими бы мотивами ни руководствовались строители Стоунхенджа, их детище оказалось неповторимым чудом. Столь же сложный, как целый комплекс астрономических инструментов, и в то же время идеально простой с архитектурной точки зрения, тонкий и сложный по своим функциям, по виду экономичный и грандиозный, внушающий трепет Стоунхендж являет собой немеркнущий образец гениального замысла. Известно семь классических чудес света: пирамиды в Египте (вернее, одна Великая пирамида Хеопса), висячие сады Семирамиды в древнем Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Дианы в Эфесе, мавзолей в Галикарнассе, колосс Родосский и Александрийский маяк на острове Фарос. Все эти чудеса за исключением вавилонских садов и колосса были сделаны из камня. Но ни в одном из них сам камень не был использован столь искусно для увековечивания результатов интеллектуального дерзания, как в потрясающем воображение храме на Солсберийской равнине. По замыслу и выполнению Стоунхендж - это восьмое чудо древнего мира...

СТАНДАРТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Несомненно, что в Стоунхендже и в других мегалитических