Шах Идрис

Размышления

совершенстве. Когда он почувствовал, что готов, то тут же погрузился в то состояние, которое обычно считается смертью.

Он оказался без телесной оболочки возле двери, ведущей из жизни.

Нечто, имеющее тонкую форму облика человека, приблизилось к нему и спросило: Что ты хочешь? Так как сейчас я мертв, - сказал человек, - то хотел бы увидеть Рай и Ад, чтобы оценить их достоинства и недостатки. Пожалуйста, - сказал ангел, - что бы тебе хотелось посетить в первую очередь? Рай, - ответил человек.

Ангел перенес его в некое место, где, вкушая изысканные фрукты, прогуливались люди, облаченные в прекрасные одеяния и окруженные всевозможной роскошью. Все они, без сомнения, были существами величайшей чистоты и честности, но посетитель почувствовал, что для него их жизнь была недостаточно разнообразной.

И он обратился к своему провожатому: Можно ли теперь увидеть Ад? Конечно, - ответил ангел и перенес его в другое место.

Здесь человек увидел людей, которые пировали и играли, смеялись и шумели, мирились и ссорились, строили дома и разрушали их, в общем жили жизнью, замечательно похожей на ту, которую мы все и знаем.

Ад, казалось, имел явные преимущества. Он был более интересен, чем Рай, и здесь были возможности для личной выгоды, очевидные посетителю, но не замечаемые его обитателями, возможности, намного превосходящие те, что открыты людям на Земле.

Человек сказал своему провожатому: Так как я обладаю возможностью выбирать: жить или умереть, то полагаю, что сейчас хотел бы поселиться в Аду. Можешь ли ты это устроить? Нет ничего проще, - сказал ангел, - при условии, что ты навсегда сменишь статус посетителя на статус постоянного жителя. Человек подтвердил, что он на самом деле желает навсегда остаться в Аду.

Тогда ангел постучал в дверь, и появились два огромных демона ужасного вида. Заберите его, - сказал ангел, - ибо он решил присоединиться к вам.

Демоны схватили человека, сдавив его своими гигантскими когтями, и потащили к печи.

Стойте! - закричал человек и обратился к ангелу: Если это Ад, то чем было то место, которое ты показывал мне, называя его Адом? То место, - сказал ангел, - не было Адом для постоянных жителей. Оно предназначено для показа посетителям. Монахи и скромность Один монах, весьма уважаемый в своей общине, несколько разгорячившись во время нашей беседы, сказал мне: Я - в числе наиболее скромных людей во всем мире! И добавил: Пусть хоть кто-нибудь отыщет за всю свою жизнь 5-6 человек, столь же смиренных как я! По мне, здесь страшна не слепота этого человека к тому, что в его же глазах является недостатком, а, скорее, нечувствительность всех тех людей, которые вплоть до сегодняшнего дня, рассказывая об этом эпизоде и почти единодушно называя его исключением, старались объяснить поведение монаха.

Можно всю жизнь прожить, не замечая, что эта же склонность (в той или иной форме) может проявляться у нас и быть замечаемой каждый день.

Два гуру Жили когда-то два гуру. Они медитировали, читали лекции, изучали жизни и высказывания древних мистиков, учивших, что человек мог бы контролировать свою внешнюю жизнь для того, чтобы достичь освобождения от зависимости от событий и избавиться от тирании окружающей среды.

Один из них знал свойства тайных трав и много времени провел в созерцании в отшельнических местах Гималаев. Он совершил паломничества и побывал на даршанах в обителях Махатм, великих и малых. Он присутствовал на собраниях и ритуалах в лесах и храмах и был основательно знаком с мистериями священных мантрамов.

Другой гуру, живший в некотором отдалении от первого, будучи сам чела нескольких мастеров высокой репутации, в течение многих лет наставлял учеников. Он был знаком с рукописями и древней классикой, начертанной на листьях, и сам прошел духовными путями в бесчисленных монастырях. Он практиковал асаны и пристальное смотрение на мандалы, пожал плоды отшельничества, носил одеяние санньясина. Последователи и многие другие люди, знакомые и, даже, не знакомые с ним, считали его совершенным мастером.

Однажды первый гуру посетил второго и обратился к нему за помощью: У меня есть один юный начинающий ученик, желающий достичь мокши. Я сидел с ним вместе, пел священные гимны, дышал на него и произносил священные слова, но он так и не успокаивался. Я погружал его в молчание, давал ему упражнения по взыванию. Мы вместе медитировали и бренчали колокольчиками. Четки никогда не останавливали своего кружения в наших руках, мы прикладывались к святым останкам. Что бы вы посоветовали мне делать с ним теперь?