Юнг Карл Густав

Сновидения, размышления

индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Подобным же образом персона представляет собою некое промежуточное состояние между Эго-сознанием и объектами внешнего мира. Анимус и Анима должны функционировать как мост или как дверь, что ведут к образам коллективного бессознательного, так же и персона должна быть своего рода мостом в этот мир'. (Неопубликованные материалы семинаров. - 1. - 1925. Пер. с англ.) Все архетипичсские представления, а значит и Анима, и Анимус, могут быть позитивны и негативны, сложны и примитивны.

К.Г.Юнг: 'В своей исходной бессознательной форме Анимус является соединением спонтанных, непреднамеренных мыслей и взглядов, которые оказывают мощное влияние на эмоциональную жизнь женщины, в то время как Анима является подобным содинением чувствований, которые в свою очередь влияют на мужское миропонимание, искажая его ('Она вскружила ему голову'.). Таким образом Анимус предпочитает проецировать себя на некие 'духовные' авторитеты^ всякого рода 'героев' (включая теноров, 'артистов' и спортсменов). Айима питает пристрастие ко всему, что бессознательно, темно, двусмысленно и неопределенно в женщине, к ее тщеславию, холодности, беспомощности, непоследовательности. ... В процессе индивидуации по отношению к Эго-сознанию они могут выступать как некое женственное проявление в мужчине и мужское - в женщине. Анима ищет соединения, Анимус желает отличиться, выделиться и познать. В этом есть определенный парадокс. ... В реальности он может порождать конфликты, но может и

представления. Наследуются не сами представления, но лишь формы, и в этом смысле они в каждом случае соответствуют определенным инстинктам. Существование инстинктов не более доказуемо, нежели существование архетипов, поскольку и они конкретным образом себя не проявляют.' (Die Archetypen und das kolicktive Unbewufite // Ges. Werke. - IX/I. - 1976. - P.95.)

'Мне представляется вероятным, что подлинная природа архетипа не может быть осознана, что она трансцендентна, и в этом смысле я понимаю се как психоидную.' (Die Dynarnik des LJnbewuCten // Ges. Werke. - VIII. -1967. - P.244.)

'Следует, наконец, освободиться от иллюзий, будто архетип возможно объяснить - и тем самым с ним покончить. Всякая попытка объяснить окажется ничем иным, как более или менее удачным переводом на какой-то другой язык.' (Die Archetypen und das kollektive UnbewuBte // Ges. Werke. - IX/I. - 1976. - P.174.) •

Ассоциация:

Связь идей, представлений и т.п. по принципу их подобия, сосуществования, противоположности или каузальной зависимости. Свободная ассоциация в 'Толковании сновидений' Фреида: спонтанная цепь ассоциаций сновидца, не имеющая прямого отношения к ситуации сновидения. Управляемая или контролируемая ассоциация по Юнгу: спонтанные идеи, следующие из ситуации данного сновидения и постоянно с ним связанные.

Ассоциативный эксперимент:

Метод психологического тестирования, применяемый для обнаружения комплексов посредством измерения времени реакции, а также интерпретации ответов на предложенные слова-стимулы. Индикаторы комплекса: увеличение времени реакции, болезненный, паталогический характер ответов, когда слова-стимулы затрагивают некие комплексы, которые тестируемый желает скрыть, или наличие которых им не осознается.

Бе

К.Г.Юнг: 'Теоретически, поле сознания невозможно ограничить, так как оно способно беспредельно расширяться. Эмпирически, однако, сознание всегда обретает свои границы, - встречая нечто неведомое. Это, собственно, то, чего мы не знаем и что, таким образом, не связано с Эго - центром сознания. В 'неведомом' различаем две группы объектов: внешние - те, которые могут быть восприняты посредством органов чувств, и внутренние, которые постигаются непосредственно. Первая группа вмещает в себя 'неведомое' во внешнем мире, вторая -Глоссарий

'неведомое' в мире внутреннем. Это последнее и есть пространство бессознательного.' (Aion // Ges. Werke. - IX/II. - 1976. - P.12.)

'Все, о чем я знаю, но в данный момент нс думаю; все, что хоть однажды я осознавал, но забыл теперь; все, что воспринималось моими органами чувств, но проходило мимо моего сознания, все то, что я невольно, сам того не замечая, чувствую, думаю, помню, хочу и делаю; все, что грядет, что берет начало и форму во мне и способно однажды прорваться в сознание - все это и есть содержание бессознательного.' (Die Dynarnik des UnbewuBten // Ges. Werke. - VIII. - 1967 - P.214.)

'Сюда мы должны включить все более или менее умышленные вытеснения неких болезненных идей и впечатлений. Совокупность всех