В.Данченко

Краткий очерк западного эзотеризма

контексте; мы увидим, что преследования властей составляют лишь передний край некой глубоко эшелонированной обороны, лишь одну из наиболее очевидных 'деталей' механизма защиты исторически сложившейся социальной действительности от произвольного размывания ее плодами воображения. По словам Ламарка, 'лучше, чтобы истина, раз понятая, была обречена на долгую борьбу, чем чтобы все, что порождается пылким воображением человека, легковерно воспринималось'. Оценивая человеческие сообщества по состоянию их мутационного фонда, мы можем говорить о сообществах, страдающих отсутствием воображения, равно как и о сообществах, страдающих его гиперфункцией.

Жизнь мутационного фонда протекает в значительной степени независимо от жизни культуры как целого, 'параллельно' ей; и тем не менее они неразрывно связаны, поскольку первая служит как бы 'негативом' второй, – она представляет собой жизнь проблем, неразрешенных этой культурой. Эзотерические варианты решений могут носить регрессивный характер, ориентируя на возврат к отжившим культурным формам, а могут быть прогрессивными, хотя и нереалистичными, принципиально неосуществимыми в контексте наличного механизма культуры; они могут прямо угрожать целостности этого механизма, а могут содержать в себе конструктивное зерно; и т.д. и т.п. Понятным становится неоднозначное отношение культуры к своему мутационному фонду, которое сочетает в себе надежду на 'эзотерическое знание'* со стремлением ограничить процессы культурного мутагенеза.

* О том, что надежда эта жива и в наше время, свидетельствует книга Ю.М.Шейнина 'Потенциал разума', выпущенная издательством 'Молодая гвардия' в 1984 г. По мнению автора, в преодолении нынешнего кризисного этапа развития человечества не последнюю роль должны будут сыграть компьютеры нового поколения и... эзотерические знания.

Но времена меняются, и если очередной мутант, порожденный эзотерическими недрами культуры, оказывается более приспособлен к изменившимся историческим условиям, нежели наличные культурные формы, он начинает размножаться и постепенно вытесняет последние, невзирая ни на какие искусственные 'ограничения рождаемости' и 'профилактические отстрелы'. Процесс такого 'размножения' представляет собой не что иное, как процесс экзотеризации эзотерического знания.

* * *

Итак, образование пространственно-временной сети межкультурных связей, составляющих основу мутационного фонда, значительно повышает пластичность, 'выживаемость' культуры как целого, создает предпосылки для непрерывности ее развития, связанного с возникновением более высокоорганизованных ее форм, способных, в свою очередь, обслуживать функционирование более высокоорганизованных человеческих сообществ. Ярким примером экзотеризации инокультурного эзотерического знания может служить формирование христианской религии, пришедшей на смену языческим мифам, которые оказались не в состоянии выполнять роль 'идеологического связующего' многоязычных сообществ с централизованным государственным управлением. Несмотря на то, что религия пользовалась прежними образно-конкретными средствами мифологической кодировки, религиозный миф служил уже не столько обучению людей, сколько их сплочению, а содержательную его основу составили скрытые ранее от толпы монотеистические представления жреческой касты, модифицированные в соответствии с требованиями момента.

Жреческая идеология, обеспечившая внутрикастовую сплоченность, апеллировала к личной корысти неофита: 'сделай – получишь'. Выполняй предписания и ты получишь плоды духовного развития. Та же доморальная аргументация, апеллирующая, правда, не к личной корысти, а к страху наказания содержится в Ветхом Завете – первой экзотерической редакции некоторых элементов древнеегипетского 'монотеизма', приспособленных Моисеем для восприятия своих полудиких соплеменников. Ветхозаветный Единый Бог – это гневливый Яхве,* жестоко карающий всех непослушных и нечестивых. От человека буквально вымогают беспрекословного подчинения моральному закону под страхом адских мук; пряник духовного развития толпе не может быть предложен, толпе годится только кнут божественного гнева. Подобная идеология так бы и осталась достоянием 'богоизбранного' народа, если бы не была дополнена жертвой Христа: 'Как вам не стыдно, – Иисус принял муки за вас, а вы что делаете? Гореть вам в аду!'.

* Строго говоря, Яхве – не единый Бог, а один из богов (Элохим, множ. число), племенной бог израильтян, с которым они заключили союз, связали себя взаимными обязательствами, 'заветом'. О неточностях русского перевода