В.Данченко

Краткий очерк западного эзотеризма

'Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали вас'.

(Матф. 7,6)

Нередко мы говорим об эзотеризме, 'эзотерическом знании' как о чем-то само собой разумеющемся, хотя в действительности определить это понятие непросто. Во всяком случае, никто из опрошенных мною эзотериков не смог толком ответить, что такое эзотеризм. 'Эзотерические знания, – обычно поясняли они, – это знания скрытые, тайные, 'внутренние', доступные для посвященных, – в отличие от 'внешних', экзотерических знаний, доступных для толпы'. Однако далеко не все скрытые знания и далеко не всякую информацию внутреннего пользования мы относим сегодня к эзотерике. От 'толпы' скрываются, например, знания о производстве взрывчатых и отравляющих веществ, разработки по так называемым закрытым темам; любая профессиональная информация, чтобы быть воспринятой, требует специальной подготовки и поэтому также остается скрытой от 'толпы'. Число примеров скрытого, тайного, 'внутреннего' знания, которое мы не считаем эзотерическим, можно было бы умножить.

Говоря об эзотеризме, мы неявно подразумеваем некий определенный класс знаний, причем знаний действительно не очевидных, не лежащих на поверхности, доступной всеобщему обозрению. Но обратившись к истории мы обнаружим, что на различных ее этапах знания, относимые нами к 'эзотерическим', скрывались или оставались скрытыми по разным причинам. Различным было и содержание знаний, которые мы, тем не менее, объединяем термином 'эзотерические'. Можно предположить, что, несмотря на различия, в этих знаниях присутствует еще не выявленное и не осмысленное, но интуитивно ощущаемое нами нечто общее; именно существование этого 'нечто' позволяет нам говорить об эзотеризме как о целостном явлении, специфическом элементе культуры.

Для того, чтобы разобраться в существе этого явления, попробуем проследить в самых общих чертах логику изменения содержания эзотерического знания и причин его 'эзотеричности' на разных этапах развития человеческого общества. При этом о 'знании' мы будем говорить в широком смысле, подразумевая любые формы фиксации опыта отношений человека с миром. Поскольку же история эзотеризма неразрывно связана с историей культуры, то есть совокупности социальных механизмов воспроизводства знания (сохранения, передачи и приумножения опыта отношений человека с миром), нам придется говорить не только об эзотерическом знании, но и о его культурной среде. В основу нашего изложения мы положим принятое многими эзотериками предание о древнем Забытом Знании, – Знании, различные элементы которого всплывают время от времени на поверхность культуры, свидетельствуя, что оно забыто не всеми.

* * *

Итак, по каким причинам скрывалось древнейшее эзотерическое знание? Одно из наиболее распространенных объяснений гласит, что поскольку человечество находилось на очень низкой ступени морального развития, нельзя было допустить, чтобы сила знания попала в руки недостойных, способных применить ее со злым умыслом или натворить бед по недомыслию. Другое традиционное объяснение гласит, что знание скрывалось с корыстными целями: монополизировав знание, его обладатели обеспечивали себе тем самым известный социальный комфорт.

Действительно, соображения безопасности, равно как и корыстные соображения играли и продолжают играть не последнюю роль в деле сокрытия эзотерического знания. Однако обе эти причины неспецифичны: ими может быть обусловлено сокрытие разного рода знаний, в большинстве своем не имеющих к эзотерике никакого отношения. Вместе с тем причины сокрытия древнейшего знания не исчерпывались указанными. Так, когда на более позднем этапе развития структуры человеческих сообществ образовалась каста хранителей знания, внутри нее были установлены различные степени допуска к знанию ('ступени посвящения'), и оно раскрывалось во всей полноте далеко не всем членам касты; с другой стороны, посвящение мог получить и член любой другой касты, даже самой низкой, разумеется, если он обладал данными, необходимыми для принятия посвящения. В тайне определенно усматривалась какая-то самоценность, безотносительная к выгодам, которые могли извлечь люди, причастившиеся к тайне.

Чтобы уяснить характер этой самоценности, необходимо будет вспомнить о роли знания в процессе становления человека человеком.

Вступая в мир, ребенок развивает свои отношения с ним поначалу не столько путем самостоятельного обретения опыта, сколько путем освоения опыта отношений с миром, обретенного к моменту его