Наталья Шарапова

Пасха - Традиции и Обряды

Вознесения.

Наиболее сложный и архаичный вид 'вождение стрелы' имело у русских на западе Брянского уезда. Начало пения и хороводов там тоже приходилось на Пасху (это иногда называли 'стрелу откапывать'), но основной обряд совершался в Вознесение после обеда. Девушки и женщины собирались в группы, выстраивались шеренгой вдоль улицы и, взявшись за руки, под пение 'стрелы' двигались к центру села; при этом на каждой улице исполняли один и тот же напев, но с разными словами, поэтому получалось 'гуканье вразнобой', своеобразная перекличка. В центре села группы встречались и водили единый хоровод, потом выстраивались в общую шеренгу и 'вели стрелу' за село. По дороге их нередко потчевали от каждого дома: хозяйки специально выставляли столы с кушаньями вдоль улицы, либо приглашали 'сулу' в дом, а 'ведущие стрелу' в благодарность за угощение поднимали хозяйку на руках как можно выше . Шествие 'стрелы' заканчивалось, как правило, у житного поля, где наиболее уважаемая женщина закапывала в землю хлеб, денежку или ленточку , после чего произносила молитву, желая всем благополучия и хорошего урожая. Иногда женщины, завершая хоровод, рвали траву и кидали ее через голову (что тоже называлось 'закапывать стрелу'), либо катались по полю. Все эти действия как бы символически передавали земле животворную женскую силу, необходимую для роста хлебов и получения богатого урожая. По завершении обряда участницы обряда и зрители расходились до домам, причем в некоторых селах к полю ходили с весенними песнями, а возвращались уже с летними (т.е. обряд как бы проводил границу между двумя сезонами).

В некоторых местах 'вождение стрелы' связывалось с ростом не только хлебов, но и льна: женщины в течение всей пасхальной недели приходили на поле, засеянное льном, брались за руки и 'бегали в полотно всем селом с конца в конец' для того, 'чтобы лен родил', 'чтобы лен был хороший'. С этой же целью устраивали и шествие по селу: женщины встава-ли парами, брались за руки и растягивались вдоль улицы, изображая 'долгий лен' или льняное полотнище ('Бегали вдоль села, як полотно длинно'). После этого водили хороводы и имитировали прядение: 'Куделы вынесуть и прядуть в карагоде' .

Нечистая сила.

Особые пасхальные обряды и поверья касались нечистой силы, по убеждению крестьян, особенно злой в пасхальную ночь. Согласно народным поверьям, в это время всем нечистым духам 'солоно приходится', поскольку, как только ударит первый колокол к заутрене, бесы немедленно сыплются с колокольни на землю, а как только отойдет заутреня, их всех лишают свободы – скручивают, связывают и даже приковывают в аду (либо на чердаках, колокольнях, по углам двора и т.д.). В некоторых местах верили также, что в ночь на Светлое воскресенье всех чертей замуровывают в церковные стены, где они 'шустрятся', т.е. возятся и мечутся, но не могут вырваться из тягостного плена. Крестьяне уверяли, что прикованных и мучающихся чертей можно слышать, если в пасхальный вечер прийти на то место, где они сидят; более того, под Пасху можно и увидеть нечистых духов, лишенных своей дьявольской силы, нужно только пойти в какое-нибудь темное укромное место с той самой свечой, с которой стояли пасхальную службу. Кое-где указывали еще и способ поглумиться над нечис-той силой: надо, советовали поселяне, выйти с пасхальным яйцом на перекреток и покатить яйцо вдоль по дороге, тогда черти непременно выскочат и 'пропляшут трепака', хотя 'само собою разумеется, что чертям в эту ночь бывает совсем не до пляски – им в пору бы удавить-ся, а тут, по капризу деревенского озорника, изволь пускаться в пляс и потешать его'.

Примерно в таком же положении, что и злые духи, находились на Пасху колдуны и ведьмы. По народному убеждению, в Светлую ночь их можно опознать, а следовательно, и защититься от их пагубного влияния, и даже воздействовать на них, лишить их навсегда сверхъестественной силы. Например, во многих местах считалось, что ведьмы, чтобы их не узнали, всегда стараются казаться благочестивыми прихожанками, а потому к началу праздничной службы обязательно приходят в церковь, даже стараются коснуться священника; и если во время пасхальной заутрени посмотреть на собравшихся в церкви через кусок дерева от гроба покойника, то можно увидеть всех деревенских ведьм с кувшинами молока или подойниками на головах. По другому поверью, чтобы узнать колдунов и ведьм, нужно прийти в церковь в совершенно новой одежде и во время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: тогда все 'чаровники' покажутся спиной к алтарю и иконам,