А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 4)

но преклоним главу нашу в смирении перед тайною Великого Божественного Начала, проявляющегося для нас, смертных, в великолепии всего созданного, видимого и невидимого нам. Почтим это Божественное Начало чистотою жизни и побуждений, принесем на служение миру сердце, горящее любовью и преданностью к Свет нам Открывшему. Отче Сергий, Дивный, с Тобою Идем, с Тобою Победим!

1.2.35.

... Так Вы пишете, что в Чаше Востока Вы нашли полное отрицание Бога не только личного, но и безличного. Это утверждение не совсем справедливо. Ибо нигде, ни в Учении, ни в Письмах Великих Учителей, вы не найдете отрицания безличного Бога. Возможно, что это недоразумение возникло просто из-за неправильного наименования. Ибо, что есть этот безличный Бог? Не является ли Он тем божественным, неизменным и беспредельным Принципом или Непознаваемой Причиной всего Сущего, который словами апостолов Иоанна и Павла и в трудах первых великих отцов христианства определен, как Бог Невидимый и Непознаваемый . Не читаем ли мы в Евангелии от Иоана (гл. 1, ст. 18): Бога не видел никто, никогда , и те же самые слова, повторенные в Послании его (гл. 4-1). Много указано в Библии на Бога Неведомого и на огненную природу этого Бога. Так во Второзаконии (гл.4, ст.24) Моисей говорит: Бог есть Огонь поядающий .

Очень советую вам прочесть труды великого Оригена, этого Светоча истинного Учения Христа. Между прочим, западная церковь принялась за изучение его трудов, ибо наиболее просвещенные церковники поняли, что они зашли в тупик со своими мертвящими догмами, и не удержать им своего влияния под напором нового сознания широких масс, требующего, прежде всего, логичности и жизненности законов. Так Ориген в своем труде О Началах утверждает: Итак, Бога нельзя считать каким-либо телом пребывающим в теле, но Он есть простая Духовная Природа, недопускающая в себе никакой сложности. Он есть Ум ив то же время Источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается все то, что называется сложным, существовали раньше самого Начала. Разве возможно яснее утвердить понятие Бога, как чистейшего однородного Принципа или Начала всего, нежели это выражено в словах великого греческого философа и отца христианской церкви?

Также разве не сказано, что Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ и что все в Нем движется и дышит и имеет Бытие ? Все это имеется в Библии. Потому, если мы отбросим мертвую букву писаний, часто искаженных неверным переводом, и предвзятость суждений, сложенную рабством мысли, на протяжении веков находящейся в тисках христианских догм, то мы увидим насколько все религии, все учения древности, полагали в основу мироздания величественную, вечнонепознаваемую Причину всего сущего и поклонялись этому Единому Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими каждому народу, каждой стране.

Христианский мир для Высшего Понятия избрал слово Бог, потому, зачем искать новое определительное для этого Величественного Понятия? Ведь с этим словом христианский мир веками связывал все самое Высокое, все самое Прекрасное, доступное его сознанию, потому в книгах Учения этот непознаваемый и Беспредельный Принцип или Начало часто обозначается словом Бог. Ведь сказано: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе . Еще сказано: Отец Мой и Отец Ваш . Именно, это Божественное Начало, Непостижимое и Незримое, духовно пребывает в нас и вокруг нас. Потому и Бог Махатм есть Бог Космический, вернее, сам Космос во всей его Видимости и Невидимости. Именно, все в Нем движется и дышит и имеет Бытие .

Также в Агни Йоге сказано: Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисатва . Истинно, они не понимают, и мы можем сказать словами великого Оригена: Наш ум своими силами не может постичь Бога, но познает Отца всех тварей из красот дел и великолепия Вселенной . Лучше сказать нельзя. Да, величественно было представление великих умов древности об этом Непостижимом Начале всех вещей, этом Вселенском Законе, истинно справедливом Начале, дающем каждой искре, исшедшей от Него, все свойства Свои, предоставляя ей следовать свободному выбору в применении их на строительство или разрушение.

Не забудем также, что все древние религии, без исключения, делились на

эзотерическую для избранных и на экзотерическую для народа. Именно,

много осложнилось в нашей христианской религии из-за того, что

священнослужители утратили, вернее, отвергнули ключ к пониманию Учения

Христа,