А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 1)

на самом деле он

был нечестен. Тогда человек снова начинает испытывать

беспокойство за экономику страны. Возможно, вы приняли

какую-то философию, потому что излагавший ее произвел на вас

приятное впечатление. Затем кто-нибудь убедительно

доказывает вам, что этот философ на самом деле вор или еще

хуже. Философию вы приняли, потому что нужен был какой-то

покой от своих мыслей. Инвалидация философа немедленно

вернет прежнюю путаницу мыслей.

Итак, мы рассматривали ситуацию, в которой молодой

человек снял хаос в отношении работы, твердо заявив: Я могу

получить и сохранить работу. Это было стабильное данное.

Работа была получена. Но его уволили. Хаос в его жизни вновь

вырос до неприятных размеров. Если у него было только одно

стабильное данное Я могу получить и сохранить работу как

единственный ответ на все проблемы, перечисленные в первой

главе, то, несомненно, ему придется испытать в своей

трудовой жизни периоды замешательства. Гораздо лучшим

стабильным данным было бы Я понимаю жизнь и

трудоустройство. Поэтому я могу получить и сохранить работу

и продвигаться по ней. К этому мы и стремимся в нашей

книге.

НЕОБХОДИМА ЛИ РАБОТА?

Понимание жизни необходимо для того, чтобы ею жить.

Иначе жизнь становится западней. Для очень многих из нас эта

западня в повседневном существовании принимает форму работы.

Если бы только не нужно было работать, сколько

замечательных вещей мы могли бы делать! Если бы только у нас

был какой-то другой способ получения денег... путешествия,

отдых, новая одежда... сколько у нас стало бы всего, если бы

только не нужно было работать!

Представление о том, что работа, вынужденность ее,

является корнем всех наших несчастий, стало чуть ли не

воспитательным принципом нашего общества. Профсоюзы,

государства всеобщего благосостояния , отдельные люди

объявляют своей главной целью сокращение количества работы.

Избавление от работы путем сокраения рабочих часов и

автоматизации производства стало лозунгом середины

двадцатого века.

И все же самым большим разочарованием для большинства

из нас была бы полная утрата возможности работать в будущем.

Лишиться права работать значит прекратить участие в жизни

той части общества, к которой мы принадлежим.

Сын богатых родителей, богатая вдова - никто из них не

работает. И никто не здоров душевно. Неврозы и сумасшествие

в нашем обществе следует искать прежде всего среди тех, кто

не работает или не может работать. Причины того, что человек

стал преступником, мы находим в его неспособности

работать . Право на труд оказывается неразрывно связанным со

счастьем и полнокровной жизнью. И совершенно очевидно, что

лишение возможности работать связано с безумием и душевным

расстройством.

С ростом автоматизации производства растет процент

людей, страдающих душевными расстройствами. Законы,

ограничивающие детский труд, запреты на сверхурочную работу,

требования предоставлять множество бумаг, осваивать

множество специальностей, регламентировать условия

существования, - все это сокращает количество работы,

которое может выполнить человек.

Вы когда-нибудь видели человека, ушедшего на пенсию,

который бы тосковал по своему рабочему месту? Доктрина

ограниченного труда воспитывает в нас убеждение, что в

таком-то и таком-то возрасте мы должны прекратить работать.

Почему оно столь популярно, если мы можем сами видеть, что

прекращение работы в большинстве случаев становится

прекращением жизни?

Говоря политическим языком, человек для своего

душевного здоровья гораздо больше нуждается в праве на труд,

чем в бесконечном количестве иллюзорных свобод. И все же мы

упорно расхолаживаем тех, кто выполняет работу, будь то наши

дети или взрослые члены общества. Если работа не

выполняется, то не будет и никакой работы, которую нужно

выполнять. Работа не возникает в готовом виде перед нашими

глазами. Работу нужно создавать. Новые изобретения, новые

рынки, новые системы распределения должны создаваться и

получать свое воплощение в мире по мере того, как времена

меняются, старые методы, старые рынки, старые системы

становятся неэффективными и приходят в негодность. Кто-то

создал работы, которые мы сейчас выполняем.