Неизвестен

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока

в той же роли, как боги- творцы в той же указанной природе и как представители Нуса и, в итоге, с одной стороны, как боги, дающие откровение, с другой стороны, как хозяева всех успехов в практической жизни; они отождествляются один с другим и соединяются на одном и том же плане: постоянно поддерживается в основном похожая концепция и те же самые формулы переходят от одного к другому'.*7 Однако, а) в магических папирусах нет ни ndmncn примера достоверного отождествления между Гермесом и Агатодемоном; б) если Гермес, в 'Космопойе' Leyde, назван Умом и Мыслью (Нус э Френес) и если в молитве к космическому богу говорится (XIII, 791): 'войди в мой ум (Нус) и в мои мысли (Френес) на все время моей жизни и исполни все пожелания души моей', то этого никак не достаточно для оформления 'религии Нуса'. По правде говоря, не может быть вопроса доктрины или системы*8 в магическом папирусе.

Маг насмехается над философией или духовной жизнью: он хочет только одного - чтобы операция удалась. Но именно для того, чтобы операция удалась, он призывает все религиозные Силы. Он призывает бога под всеми возможными именами, он использует все божественные легенды, он прибегает ко всем возможным формулам молитвы. Если в магии и есть какая-либо система, то это система снятия меток (франц. demarcage) и ничего более. Но из этого следует также то, что эти магические писания, особенно начиная со II века, могут служить свидетельствами. Они помогают воссоздать атмосферу возвышенной набожности, волнующего мистицизма, в которые погружаются определенные герметические логой (логосы; трактаты 1 и XIII кн. 1 'Герметического свода'). Мода на откровения - о сотворении мира, о началах и о судьбах души - и наш маг воссоздает откровение космогонии, которое формирует в его тексте нечто вроде блуждающего блока без какого-либо отношения к рецепту; но это мистическое писание по желанию, и со временем оно так и утверждается. Мода на громкие слова - Ну с, Эон (единственное и множественное число), София и т.д. -и без понимания они вставляются в эти формулы, потому что считается, что они владеют особыми свойствами, то же касается и языческих слов. Мода на молитвы высшему Богу, Космократору (Владыке мира) или Пантократору (Владыке Всего) - и маг старается им наследовать или, как однажды случилось, просто скопировать герметическую молитву. Мода, наконец, на гадание – это распространенное в теософских кругах Египта верование, что возможно не просто видеть бога, но и самому чувствовать себя богом, испытывать, благодаря некоему внутреннему преобразованию, как становишься богом, и наш маг применил в гадательном предписании эту грандиозную схему апатанатизма (РGМ, IV, 475).

Герметическая магия на греческом языке ТЕКСТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ТОТУ-ГЕРМЕСУ

А) ТОТ - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ МАГИИ

1) PGM, IV, 2289 (в призыве Селены): 'Я знаю тебя как преисполненную подлога и как ту, которая освобождает страх, да, я, архегет всех волхвов, Гермес Древний, отец Исиды'.

2) PGM, XXIVa= OZ, II, § 298: 'Великая сударыня Исида!

Копия священной книги, открытой в хранилищах Гермеса. Это способ, касающийся двадцати девяти букв, благодаря которым Исида с Гермесом нашли своего брата и мужа Осириса, которого они искали.

Призови Солнце и всех богов бездны по поводу вещей, о которых ты желаешь получить знак. Возьми 29 мужских (франц. male) пальмовых листов, напиши на каждом из листов имена богов*9 и, произнеся молитву, подыми листы по два. Оставшийся лист, последний, прочти, и ты получишь свой знак в отношении интересующих тебя вещей, и у тебя будет совершенно ясное откровение'.

3) PGM, IV, 2373:

'Волшебное зелье успеха или призыва для мастерской, дома или иного места, куда его поместят. Если ты владеешь им, ты будешь богатым и будешь иметь удачу. Это Гермес приготовил его для блуждающей Исиды, и оно чудесно: его называют 'маленький проситель' (эпайтетарион)'.

4) PGM, IV, 883 (в 'трансе Соломона, действенном и для детей, и для взрослых', см. 850):

'Приди ко мне через этого человека или через этого ребенка, N (такого-то), и выясни мне точно, ибо я произношу твои имена, которые Гермес Трисмегист высек в Гелиополисе в магических иероглифах'10.

5) PGM, ХШ, 14:

'Это та книга, из которой черпал Гермес, когда давал имена семи благоуханиям жертвоприношений в своей священной книге, озаглавленной 'Крыло' ('Птерикс')'. (Далее у Скотта - мелкий шрифт. -К. Б.) Эта фраза очень интересна, поскольку она представляет соперничество школ. 'Та книга' – это