Неизвестен

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока

установлениях' Лактанция (2, 15) читаем:

'Гермес утверждает, что те, кто знает Бога, предохранены от нападений демонов и даже не подчинены судьбе. Единственная защита, - говорит он, - это благочестие.

Ни злой демон, ни Судьба не имеют власти над человеком набожным, ибо Бог хранит его от всякого зла. Одно и единственное Благо для человека есть благочестие. Что такое благочестие, он истолковывает в ином месте сиими словами: Благочестие есть знание Бога. Асклепий, ученик его, излагает ту же мысль более подробно в своей 'Речи посвящения', которую он обращает к царю. И тот, и другой утверждают, что демоны - суть враги человека и делают ему зло. Триждывеличайший называет их также злыми ангелами'.

11а) Уста человеческие даже не могут выразить Бога, как учит Гермес в этих словах: 'Причина этого... есть Воля... Чье имя даже не может быть произнесено человеческими устами' (4,3,7).

11б) Inst. epitome, 37, 8. Гермес сказал, что имя Бога не может быть произнесено человеческими устами.

12а) И немного далее (Гермес) сказал своему сыну: 'Оно deiqrbhrek|mn существует, сын мой, Учение невыразимой святой Мудрости о Боге, единственном Господе Вселенной. Мы постигли ранее всех остальных вещей, что высказать его (Учение) - выше человеческих сил' (4,7,3).

12б) Триждывеличайший закончил тем, что открыл, я не знаю как, почти всю Истину, часто описывал могущество и величие Слова, как это показывает изречение выше, в котором он (Гермес) объявляет о существовании невыразимой и святой Речи*2, произнесение которой есть выше человеческих сил (4,9,3).

13) Или же нужно будет думать, что Бог, по мнению Орфея, это одновременно мужское и женское, поскольку он мог бы родить только в том случае, если бы имел природу обоих полов: это подразумевает, что он спарился сам с собой или что (иначе) он не мог бы родить без спаривания. Однако Гермес был того же мнения, поскольку он объявил, что Бог есть Своя Собственная Мать и Свой Собственный Отец (4,8,4- 5).

14) Это наблюдение Триждывеличайший самым справедливым образом назвал 'видение Бога' (теоптиан), которое не присуще никакому животному (7,9,2).

ЛАКТАНЦИЙ, DIV. INST.

15) Гермес в своем описании природы человека, чтобы мы знали, как человек был сотворен Богом, провозгласил эту речь: '...одной и другой природы, бессмертной и смертной.

Бог сделал из них одну - природу человека, сотворив этого человека отчасти бессмертного, отчасти смертного; и, поместив этого человека на полпути между природой божественной и бессмертной, с одной стороны, и смертной и переменной с другой, он установил его здесь, чтобы на виду у всей совокупности вещей он созерцал их все' (7, 13, 3).

ЯМВЛИХ, О ЕГИПЕТСКИХ МИСТЕРИЯХ

16) Итак, ты говоришь, что большинство египтян ставят нашу свободную волю в зависимость также от движения звезд. Как это, однако, происходит, я должен изложить тебе более обширно по учению Гермеса. Согласно тому, что передают его писания, у человека две души. Одна происходит от Первого Умопостигаемого, принимая также участие в могуществе Творца, другая внедрена в нас вращением небесных тел, и именно в эту последнюю впоследствии входит душа, способная созерцать Бога*3 (Ответ Абаммона Порфирию, 8,6а).

17) Что же касается самого Блага, они (египтяне) считают, что божественное Благо есть Бог, постигнутый перед всеми остальными вещами; Благо же человеческое есть соединение с Богом: это то, что Вития разъяснил по книгам Гермеса (10,7).

ЯМВЛИХ У ПРОКЛА

18) Несомненно, египетское предание говорит о том же слое материи. По крайней мере, божественный Ямвлих сообщает, что в понимании Гермеса материальность происходит из сущностности (усиотэтос). Более того, похоже, что именно у Гермеса Платон заимствовал это мнение о материи (117 D, 1).

ЗОСИМА

19) Это те люди, которых Гермес в своей книге 'О природах' называет 'люди, лишенные ума, просто ведомые Судьбой, не имеющие никакого представления о вещах бесплотных, ни даже n самой этой Судьбе, справедливо их ведущей, но проклинающие ее ограничения для тела (соматика пайдевтэриа: Скотт: телесную дисциплину; Фестюжьер: телесные коррекции) и воспринимающие только доставляемые ею удовольствия' (III, xlix, 2).

20) Гермес и Зороастр сказали, что род философов стоит выше Судьбы, поскольку они не наслаждаются счастьем, которое она дает, ибо они владеют своими желаниями и не подвергаются ее ударам посредством зла, которое она посылает, ибо всю свою жизнь проводят в нематериальности. Кроме того, они не принимают чудесные подарки, которые