Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 1)

Обычно духов вызывают с помощью бубна (ibid., p. 318). Шаманы могут отдавать своих духов коллегам (ibid., p. 282), даже могут их продавать (например, у юраков и остяков; см. W. M. Mikhailowski, Shamanism in Siberia, p. 137-138).

58. Sieroszewski, Du chamanisme, p. 312-313. См. также M. Czaplicka, Aboriginal Siberia, Oxford, 1914, p. 182, 213, etc.

59. K. Rasmussen, Intellectual Culture of Iglulik Eskimo, p. 113. См. также Weyer, The Eskimos, p. 425-428.

60. H. Webster, Magic, p. 231, r. 36. Все духи проявляются через шамана, издавая странный шум, непонятные звуки и т.п. См. Thalbitzer, The Heathen Priests, p. 460. О духах-помощниках лапландцев см. Mikhailowski, p. 149; Itkonen, Heidniche Religion und spaterer Aberglaube bei den finnischen Lappen, p. 152.

61. Intellectual Culture of Iglulik Eskimo, p. 119.

62. Ibid., p. 119-120.

63. op. cit., p. 121.

64. Ivor H. N. Evans, Studies in Religion, Folk-lore and Customs in British North Borneo and Malay Peninsula, Cambridge, 1923, p. 264.

65. A. Metraux, Le shamanisme chez les Indiens de l'Amerique du Sud tropical, p. 210-211. Вспомним о небесном значении скальных кристаллов в австралийской религии; разумеется, это значение в современном южноамериканском шаманизме не очевидно, но тем не менее оно говорит о происхождении шаманских возможностей. См. также ниже.

66. Metraux, op. cit., p. 211.

67. H. Webster, Magic, p. 215; cf. ibid., p 39-44, 388-391. О духах-помощниках в средневековом европейском колдовстве см. Margareth Alice Murray, The God of the Witches, London, 1934, p. 80 sq.; G. L. Kittredge, Witchcraft in Old and New England, Cambridge Mass., 1929, p. 613, s. v. 'familiars'; Thompson, vol. III, p. 60 (F 403), 215 (G 225).

68. См., напр., Webster, p. 232, No 41.

69. Webster, op. cit., p. 215. О духах-покровителях в Северной Америке см. G. Frazer, Totemism and Exogamy, III, London, 1910, p. 370-456; Ruth Benedict, The concept of Guardian Spirit in North America, 'Memoirs of the American Anthropological Association', No 29, 1923. См. также ниже.

70. Harva, Die religiosen Vorstellungen, p. 462.

71. W. G. Bogoraz, The Chukchee (Memoirs of the American Museum of Natural History, XI, Jesup North Pacific Expedition, VII, Leyde-New York, 1904), p. 437; Rasmussen, Intellectual Culture of the copper Eskimos (Report of the Fifth Thule Expedition', IX, Copenhague, 1932), p. 35.

72. Lehtisalo, Entwurf, p. 114, 159; Itkonen, Heidnische Religion, p. 116, 120 sq.

73. Ivor Evans, Schebesta on the Sacerdo-Therapy of the Semangs ('Journal of the Royal Anthropological Institute', 1930, vol. 60, p. 115-125), p. 120.

74. Ivor Evans, Studies in Religion, p. 210. На четырнадцатый день после смерти душа превращается в тигра (ibid., p. 211).

75. J. Cuisinier, Dances magiques de Kelantan, p. 38 sq. Здесь мы имеем дело с повсеместным, универсальным верованием. Для древней и современной Европы см. Kittredge, Witchcraft, p. 174-184; Thompson, vol. III, p. 212-213; Lily Weiser-Aall, Hexe, in Handworterbuch d. deutsch. Aberglauben, vol. III; Arne Runeberg, Witches, Demons and Fertility Magic, Helsingfors, 1947, p. 212-213; см. также беспорядочную, но богато документированную книгу Montague Summers, The Werewolf, London, 1933.

76. Небо, подземный или подводный ад, непроходимый лес, гора, пустыня, джунгли и т.п.

77. С. Hentze, Die Sakralbronzen und ihre Bedeutung in den Fruhchinesischen Kulturen, Anvers, 1941, p. 46 sq., 67 sq, 71 sq. etc.

78. U. Harva, Finno-Ougric [and] Siberian [Mythology], 'Mythology of All Races', Boston-London, IV, 1927, p. 406, 506.

79. О связях между животным-покровителем, шаманом и Животным-Матерью рода у эвенков см. А. Ф. Анисимов, Представления эвенков о душе и проблема происхождения анимизма ('Родовое общество', Москва, 1951, с. 109-118), с. 110 и дальше; его же Шаманские души по воззрениям эвенков ('Сборник Музея антропологии и этнографии', XIII, Москва-Ленинград, 1951, с. 187-215), с. 196 и дальше. См. также A. Friedrich, Das Befusstein eines Naturvolkes von Haushalt und Ursprung des Lebens ('Paideuma', VI, 2, aout,1955, p. 47-54), p. 48; id. et G. Budruss, Schamanengeschichten, p. 44 sq.

80. Harva, Die religiosen Vorstellungen, p. 478.

81. В. Диошеги, К вопросу о борьбе шаманов в образе животных ('Acta orientalia hungarica', II, Budapest, 1952, p. 303-316), p. 312 sq.

82. На эту тему, очень часто встречающуюся в шаманских верованиях и фольклоре, см. A. Friedrich, G. Budruss, Schamanengeschichten, p. 160 sq., 164 sq.; W. Schmidt, Der Ursprung,