Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 1)

первый шаман обращается к своим сыновьям, братьям и ученикам с просьбой варить его тело в котле на протяжении двенадцати лет; см. R. Rahmann, Schamanistic and Related Phenomena in Northern and Middle India, in 'Anthropos', LIV, 1959, p. 681-760, p. 726-27. Другие примеры см. в H. Findeisen, op. cit., p. 52 sq.

25. А. В. Анохин, Материалы по шаманизхму у алтайцев, с. 131; Lehtisalo, Der Tod..., p. 18.

26. W. Radlov, Proben der Volkslitteratur der turkischen Stamme Sud-Sibiriens, vol. IV, St-Petersbourg, 1870, p. 60; id., Aus Sibirien. Lose Blatter aus dem Tagebuch eines reisenden Linguisten, II, Leipzig, 1884, p. 65; Lehtisalo, op. cit., p. 18.

27. Lehtisalo, p. 20 sq.

28. Ibid, p. 21-22.

29. Collins, цитировано в A. W. Howitt, The Native Tribes of South-East Australia, London, 1904, p. 405; см. также M. Mauss, L'origine des pouvoirs magiques dans les societes australiennes, 1904; переиздано в H. Hubert et M. Mauss, Melanges d'histoire des religions, 2-e edition, Paris, 1929, p. 131-187.

30. A. W. Howitt, The Native Tribes of South-East Australia, p. 404; On Australian Medicine Men, 'Journal of the Royal Anthropological Institute', XVI, 1887, p. 23-58, p. 48.

31. K. Langloh Parker, The Euahlayi Tribe, Londres, 1905, p. 25-26.

32. A. P. Elkin, The Australian Aborigines, Sydney-London, 1938, p. 223.

33. Об этих магических камнях см. ниже сноску 36.

34. B. Spencer et F. J. Gillen, The Native Tribes of Central Australia, Londres, 1899, p. 522 sq.; id., The Arunta. A study of a Stone Age People, London, 1927, vol. II, p. 391 sq.

35. The Native Tribes, p. 526 sq.; The Arunta, II, p. 394 sq.

36. 'Эти камни атнонгара являются маленькими кристаллами; считается, что знахарь может по желанию вынимать их из своего тела, в котором они якобы размещены. Именно обладание этими камнями дает знахарю его силу'. B. Spencer, F. J. Gillen, The Nothern Tribes of Central Australia, London, 1904, p. 480, note 1.

37. Spencer et Gillen, The Northern Tribes, p. 480-481.

38. Ibid., p. 484.

39. Ibid, p. 485

40. Ibid., p. 486.

41. Ibid., p. 487-488.

42. Ibid., p. 488; о других подробностях посвящения австралийских знахарей см. ниже.

43. О значении, которое австралийские знахари приписывают горному хрусталю (см. ниже). Считается, что эти кристаллы брошены с неба Высшими Существами или оторваны от небесных престолов этих божеств; поэтому такие кристаллы составляют часть уранической (небесной) магико-религиозной силы.

44. См. среди последних работ G. R. Levy, The Gate of Horn. A study of the religious conceptions of the Stone Age, and their influence upon european thought, Londres, 1948, особенно p. 46 sq., 50 sq., 151 sq.; J. Maringer, Vorgeschichtliche Religion, Zurich et Cologne, 1956, p. 148 sq.

45. A. Metraux, Le chamanisme araucan, 'Revista del Instituto de Antropologia de la Universidad nacional de Tucuman', 1942, p. 309-362, p. 313. В Австралии также существуют разукрашенные пещеры, но они используются для других ритуалов. При нынешнем уровне наших знаний нельзя сказать с определенностью, использовались ли расписанные пещеры Южной Африки для шаманских церемоний посвящения; см. Levy, The Gate of Horn, p. 38-39.

46. A. L. Kroeber, The Eskimo of Smith Sound, 'Bulletin of the American Museum of Natural History', XII, 1899, p. 303 sq., p. 307. 'Мотив' двери, открывающейся только для посвящаемых и только на одну минуту, довольно распространен в шаманских и подобных им легендах; см. ниже.

47. Willard Z. Park, Shamanism in Western North America, p. 27 sq.

48. P. Schebesta, Les Pigmees, Paris, 1940, p. 154. Cf. Ivor Evans, Schebesta on the Saserdo-Therapy of the Semangs, in 'Journal of the Royal Anthropological Institute', LX, 1930, p. 115-125, p. 119: хала, знахарь семангов, лечит с помощью кристаллов кварца, которые можно получить непосредственно от сенои — небесных духов. Иногда эти духи живут в кристаллах, и в этом случае они поступают в распоряжение хала; с их помощью хала видит в кристаллах болезнь, терзающую больного, и здесь же находит средство для ее излечения. Заметим, что небесное происхождение кристаллов (сенои) уже указывает нам источник силы знахаря (см. ниже).

49. A. Metraux, Le shamanisme chez les Indiens de l'Amerique du Sud tropicale, p. 216.

50. Metraux, ibid., p. 210.

51. Ibid., p. 214.

52. Ibid., p. 215; cf. Webster, Magic, p. 20 sq.

53. О проблеме культурных связей между Австралией и Южной Америкой см. W. Koppers, Die Frage eventueller alter Kulturbezichungen zwischen Sudamerika und sudost-Australien,