Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 1)

духи помогали ему лечить... Чтобы стать визионерами, юноши и девушки должны перенести болезнь, видеть сны и пройти через период безумия. Болезнь и сны посылаются духом Неба или джунглей. Спящий представляет себе, что он восходит на Небо или идет в лес в поисках обезьян...'52. Затем наставник-визионер приступает к посвящению юноши: они вместе идут в лес, чтобы собирать магические растения; наставник поет: 'Духи талисмана, явитесь. Очистите глаза этого юноши, чтобы он мог видеть духов'. Возвращаясь домой со своим учеником, наставник-визионер призывает духов: 'Пусть твои глаза станут ясными, пусть твои глаза станут ясными, да увидим мы наших отцов и матерей в нижних небесах'. После этого воззвания 'мастер натирает глаза ученика зельями. Три дня и ночи двое мужчин остаются друг с другом, они поют и звенят колокольчиками. Они не будут отдыхать до тех пор, пока глаза неофита не станут ясновидящими. В конце третьего дня они возвращаются в лес, чтобы поискать новые травы... Если на седьмой день юноша видит духов деревьев, церемония окончена. В противном случае следует повторить эти семь дней церемонии'53.

Вся эта долгая и мучительная церемония имеет целью преображение начального и переходного экстатического переживания мага-неофита (переживания 'избрания') в долговременное устойчивое состояние — такое, в котором можно 'видеть духов', то есть участвовать в их 'духовной' природе.

Духи-помощники

Это проступает еще более выразительно при рассмотрении других категорий 'духов', также играющих определенную роль либо в посвящении шамана, либо в возбуждении его экстатических переживаний. Мы говорили выше о роли близкой дружбы, которая устанавливается между шаманом и его духами. В этнологической литературе их называют близкими духами, духами-помощниками или духами-хранителями. Пора, однако, провести четкую грань между 'близкими' духами и другой категорией более сильных духов, так называемых духов-покровителей; следует также отличать их от существ божественных и полубожественных, призываемых шаманами во время сеансов. Шаман — это человек, который имеет конкретные и прямые связи с богами и духами; он видит их лицом к лицу, говорит с ними, просит их, умоляет — но 'контролирует' только ограниченное их количество. Тот или иной бог или дух, вызываемый во время шаманского транса, не является только в силу этого вызова 'близким' духом или 'духом-помощником' шамана: шаман часто призывает и великих богов — например, у алтайцев перед началом своего экстатического путешествия шаман приглашает Яик Кана (Владыку Моря), Кайра Кана, Бай Ульгена с его дочерьми и других мифических персонажей54. Шаман призывает их, а боги, полубоги и духи являются — так же, как ведические божества собираются вокруг жреца, когда тот призывает их во время жертвоприношения. У шаманов, впрочем, есть свои особые, неизвестные остальным людям божества, которым они приносят жертвы. Весь этот пантеон не остается, однако, в распоряжении шамана (за исключением близких духов); божественные или полубожественные существа, помогающие шаману, не должны причисляться к его близким духам, духам-помощникам или духам-покровителям.

Последние играют, однако, существенную роль в шаманизме; их функции мы рассмотрим подробнее, анализируя шаманские сеансы. Пока что заметим только, что большинство этих близких духов и духов-помощников имеют облик животных. У сибиряков и алтайцев они могут принимать облик медведей, волков, оленей, зайцев, всякого рода птиц (особенно гуся, орла, совы, вороны и т.п.), больших червяков, но также и призраков, духов деревьев, земли, домашнего очага и т.п. Нет смысла продолжать этот список55. Их формы, названия и количество различаются в зависимости от региона. Согласно Карйалайнену, количество духов-помощников васюганского шамана может быть различным, однако обычно их семь. Кроме этих 'близких', шаман пользуется также покровительством 'Духа Головы', который защищает его во время экстатических путешествий, 'Духа в облике медведя', который сопровождает шамана в его нисхождениях в ад, сивого коня, на котором он въезжает на Небеса, и т.д. В других регионах этой группе духов-помощников васюганского шамана соответствует один дух: медведь у северных остяков, 'посланец', приносящий ответ духов у тремьюганцев (ханты с Тремьюгана) и других народов, — он напоминает 'посланцев' небесных духов (птицы и т.д.)56. Шаманы призывают их со всех уголков мира, а они прибывают по очереди и разговаривают — каждый своим голосом57.

Разница между близким духом в облике животного и собственно шаманским духом-покровителем