Роберто Ассаджиоли

Нервные заболевания при духовном росте

смертью' наступает победное воскрешение, и с ним

кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление

и вознаграждает за все пережитое.

Выбранная тема заставила нас заниматься почти исключительно

негативными и необычными сторонами внутреннего развития. Это вовсе не

означает, что люди, идущие по пути духовного роста, испытывают нервные

расстройства чаще других. Отметим следующее. Во-первых, у многих

духовное развитие протекает гармоничнее, чем в описанных случаях,

внутренние трудности преодолеваются, и человек переходит с этапа на

этап без нервных реакций и без особых физических недомоганий.

Во-вторых, нервные и психические расстройства у обычных людей нередко

протекают тяжелее и хуже поддаются лечению, чем те, что имеют духовные

причины. Расстройства обычных людей часто связаны с сильными

конфликтами страстей между собой, или конфликтами бессознательных

влечений с сознательной личностью, или же они порождаются чьим-то

противодействием их собственным эгоистическим требованиям или

желаниям. Обычных людей бывает труднее лечить, так как высшие их

аспекты слишком слабо развиты и мало на что можно опереться, чтобы

убедить их подчинить себя той самодисциплине, которая позволит

восстановить внутреннюю гармонию и здоровье.

В-третьих, страдания и болезни тех, кто идет по пути духовного

роста, какие бы тяжкие формы они порой ни принимали, в

действительности - лишь временные реакции, как бы 'отходы'

органического процесса роста, ведущего к внутреннему перерождению.

Поэтому они часто сами по себе исчезают, когда проходит вызвавший их

кризис, либо относительно легко устраняются правильным лечением.

Четвертое. Страдания, вызванные отливом духовной волны, с лихвой

возмещаются не только периодами прилива и внутреннего подъема, но и

верой в значимую и высокую цель, ради которой происходит внутреннее

путешествие. Предвидение победы - очень большая побудительная сила и

утешение, неиссякаемый источник мужества. Этот образ мы должны

возбуждать в себе сколь можно ярко и часто и помогать в этом нашим

спутникам. Ибо это едва ли не самая лучшая помощь, которую мы можем

оказать. Мы должны стремиться как можно выразительнее представить себе

благость победившей и освобожденной души, которая сознательно

причащается мудрости, силе и любви Божественной жизни, увидеть

внутренним взором осуществление на земле Царства Божьего во славе Его,

совершенство, которое являет собой картина освобожденного

человечества, - новорожденного творения, полного божественного

ликования. Подобные видения давали великим мистикам и святым с улыбкой

переносить внутренние страдания и физические муки, они вдохновили

слова святого Францизска Ассизского: 'В ожидании блаженства - любая

мука - наслаждение...'

Спустимся теперь с этих высот на некоторое время в долину, где

люди 'трудятся в поте лица'. Если взглянуть на проблему с точки зрения

медицины и психологии, то следует разобраться в одном важном вопросе.

Мы уже сказали, что хотя расстройства, сопутствующие кризисам

духовного развития, напоминают некоторые болезни, и иногда даже

неотличимы от них, на самом деле причины их и значение совершенно

различны и в определенном смысле даже противоположны. Соответственно и

лечение их должно быть разным. Нервные симптомы обычных больных имеют,

как правило, регрессивный характер, так как эти больные неспособны к

той внутренней и внешней адаптации, которой требует нормальное

развитие личности. Так, некоторым не удается освободиться от

эмоциональной зависимости от родителей, и они остаются в этом

состоянии детской зависимости от родителей или тех, кто их

представляет, хотя бы символически. Иногда у больных не хватает

собственной доброй воли справляться с трудностями обычной семейной

или социальной жизни. Сами того не осознавая, они ищут в бегстве в

болезнь освобождения от своих обязанностей.