Роберто Ассаджиоли

Нервные заболевания при духовном росте

в его сознание потоком

духовных энергий и использовать его; в-пятых, осуществить руководство

и сотрудничество при воссоздании личности пациента, то есть при

собственном психосинтезе.

В период 'темной ночи души' помощь особенно затрудняется тем

обстоятельством, что человек как бы находится в плотном тумане, он

погружен в свои страдания, и свет духа не достигает его сознания.

Единственное, что можно сделать, - это неустанно повторять, что

состояние его лишь временное, а не постоянное, поскольку именно

уверенность в последнем повергает пациента в глубокое отчаяние. Мы

также рекомендуем настойчиво внушать ему, что эти муки, сколь

бы тяжкими они ни были, обладают такой духовной ценностью, содержат в

себе зародыш столь высокого счастья, что придет время, когда он будет

благословлять их. Так мы поможем пациенту перенести страдание с

покорностью и смирением.

Следует заметить, что описанные психологические и духовные

средства ни в коей мере не исключают физического лечения, лишь бы оно

облегчило страдания. Особенно ценны те средства, которые поддерживают

целительные силы природы: здоровое питание, упражнения по релаксации,

соприкосновение с природными элементами, подходящий ритм различных

видов физической и психической деятельности.

В некоторых случаях лечение затруднено тем, что у пациента

наблюдается смещение прогрессивных и регрессивных расстройств. Это -

случаи неравномерного и дисгармоничного внутреннего развития. Такие

люди одной частью своей личности могут достигать высокого духовного

уровня, а другой - оставаться рабами детской зависимости или

бессознательных 'комплексов'. Впрочем, можно сказать, что при

тщательном анализе проблемы регрессивного рода обнаруживаются у

большинства идущих по духовному пути и почти у всех так называемых

'нормальных' людей. Тем не менее, обычно регрессивные или

прогрессивные проявления заболевания решительно преобладают. Вместе с

тем всегда нужно считаться с возможностью того, что в недуге

соединяются симптомы обеих групп, каждое отдельное расстройство нужно

исследовать и интерпретировать, чтобы понять его истинную причину и

найти подходящее лечение.

Из вышесказанного очевидно, что для эффективной помощи при

нервных и психических расстройствах, возникающих в ходе духовного

развития, нужны знания и опыт двух уровней: врача, который

специализируется по нервным заболеваниям и психотерапии, и серьезного

исследователя духовных путей, а еще лучше - странника на этих путях. В

наше время тот или другой опыт редко объединяются в одном человеке. Но

поскольку нуждающихся в таких целителях становится все больше, люди,

способные к такой работе, должны готовить себя к ней.

Лечение могло бы очень продвинуться и благодаря соответствующей

подготовке персонала, способного осуществлять все детали лечения.

Наконец, важно, чтобы публика, общественность хотя бы в общих чертах

знала об основных взаимосвязях между нервно-психическими и духовными

кризисами. Тогда семья могла бы помогать больному и врачу, а не

создавать дополнительные трудности своим невежеством, предрассудками и

сопротивлением. Если бы нам удалось обеспечить такую подготовку

врачей, персонала, общественности, то это бы устранило множество

лишних страданий, и многие странники на пути духа легче достигли своей

высокой цели: соединения с Божественным.