Роберто Ассаджиоли

Нервные заболевания при духовном росте

Следовательно, рано или поздно за приливом следует отлив.

Переживание ухода благодати очень мучительно, и в некоторых

случаях оно влечет за собой сильнейший спад и серьезные расстройства.

Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения.

Весь 'мусор', поглощенный потоком, снова всплывает на поверхность.


Между тем процесс пробуждения уже утончил этическое сознание,

усилил стремление к совершенству, человек судит себя строже,

безжалостнее, ему может казаться, что он пал глубже, чем прежде.

Это заблуждение подкрепляется тем обстоятельством, что на поверхность

выходят ранее глубоко скрытые наклонности и влечения: высокие духовные

устремления, являя как бы вызов этим силам, пробудили их и извлекли из

бессознательного.

Спад может заходить так далеко, что человек начинает отрицать

духовную значимость своего внутреннего опыта. В его внутреннем мире

царят сомнение и самоунижение, он поддается искушению считать все, что

с ним случилось, иллюзией, фантазией, сентиментальными 'сказками'. Он

может стать ожесточенным и саркастичным, цинично высмеивать себя и

других, отрекаться от своих идеалов и устремлений. Но несмотря на все

усилия, он уже не волен вернуться в прежнее состояние. Красота и чудо

того, что он пережил, остаются в нем и не забываются. Он уже не может

просто жить мелкой будничной жизнью, его терзает и не дает покоя

божественная тоска. В целом реакция крайне болезненна, с приступами

отчаяния и мыслями о самоубийстве.

Подобные чрезмерные реакции преодолеваются ясным пониманием того,

что происходит, и тем самым осознанием единственного пути для

преодоления трудностей. Именно в этом человеку необходима помощь со

стороны.

Нужно помочь ему осознать, что состояние благодати не может

длиться вечно и что последующая реакция естественна и неизбежна.

Прекрасное состояние, пережитое им, было подобно взлету к озаренным

солнцем вершинам, с которых видна вся картина мира. Но каждый полет

рано или поздно приходит к концу. Мы снова возвращаемся на равнину и

потом медленно, шаг за шагом, преодолеваем крутой подъем, ведущий к

вершине. И осознание того, что пережитый спуск или 'падение' -

естественный процесс, через который все мы должны пройти, утешает и

ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы начать уверенный

подъем.

Кризисы на стадии духовного преображения.


Упомянутый подъем в действительности состоит в полной трансформации и перерождении личности. Это длительный и сложный процесс, включающий

различные фазы: фазу активного ощущения с целью устранения препятствий

потоку духовных сил; фазы развития внутренних способностей, прежде

скрытых или слабо выраженных; фазы, в течение которых личность должна

безмолвно и кротко давать духу работать с собой, мужественно и

терпеливо перенося неизбежные страдания. Это время, полное перемен,

когда свет и тьма, радость и боль сменяют друг друга. Нередко силы человека

на этом этапе настолько поглощены тяжкими и порой мучительными внутренними событиями, что он плохо справляется с разнообразными требованиями внешней личностной жизни. Посторонний наблюдатель, оценивающий такого человека с точки зрения его нормальности и практической эффективности,

скорее всего придет к выводу, что он как бы стал 'хуже', 'стоит'

меньше, чем раньше. Так внутренние проблемы духовно развивающегося

человека усугубляются непониманием и несправедливыми оценками семьи,

друзей и даже врачей. Не раз слышит он неодобрительные замечания о

пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека

его достоинств в практической жизни. Подобные суждения часто вызывают

глубокую подавленность, душевное смятение и уныние.

Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно учит

справляться с личной чувствительностью и помогает вырабатывать

твердость и независимость суждений. Поэтому следует не сопротивляться

такому испытанию, а терпеливо принять его. Если же близкие поймут

состояние человека в