Свами Вивекананда

Мой учитель

размахивание светильником

перед божественным изображением и оказывание этому изображению других знаков

внимания, словно великому человеку. Вот и все, что происходит в храме.

Человек, посещающий храм, не считается лучше того человека, который никогда

храм не посещает. Более того, человек, не посещающий храм, считается более

религиозным, потому что религия в Индии - это личное дело каждого. В каждом

доме есть или небольшая часовня, или отдельная комната, куда человек приходит

утром и вечером, тихо садится и совершает свое богослужение. Это богослужение

- исключительно внутреннее, никакой другой человек не слышит и не знает,

что делает совершающий такое богослужение. Сторонний наблюдатель увидел

бы, что человек просто сидит и, может быть, по-особому двигает пальцами

или закрывает ими ноздри, регулируя дыхание особым способом. Обо всем остальном

такой сторонний наблюдатель ничего знать не может; даже жена, вероятно,

ничего не знает. Так богослужение совершается в уединении, в собственном

доме. Те, кто не имеет средств на собственную часовню у себя дома, идут

на берег реки, или озера, или моря, если они живут недалеко от моря, но

иногда люди идут и в храм, чтобы поклониться божественному изображению.

На том и кончается их долг по отношению к храму. Поэтому в нашей стране

с древнейших времен, согласно законам Ману, считалось, что быть храмовым

жрецом - унизительно[9]. В некоторых книгах говорится,

что это занятие столь унизительно, что обратившийся к нему брахман достоин

осуждения. Дело в том, что здесь, как и в случае с учителями, но еще с

большей остротой, поскольку речь шла о религии, получение храмовыми жрецами

денег за свою работу воспринималось как торговля святынями, торговля тем,

чем торговать не должно. Поэтому вы можете представить себе чувства юноши,

который из-за бедности вынужден был избрать единственную открытую для него

стезю, то есть стать храмовым жрецом.

* * *

В Бенгалии было немало поэтов, чьи песни распространились в народе; их

поют на улицах Калькуты, и в каждой деревне. Большинство из них - песни

религиозные, и их главная мысль, присущая, может быть, лишь религиям Индии,-

это мысль о богопознании. Нет в Индии ни одной религиозной книги, которая

бы не дышала этой мыслью. Человек должен познать Бога, прочувствовать Бога,

узреть Бога, заговорить с Богом. Вот что такое религия. Индия полна рассказами

о святых людях, лицезревших Бога, имевших видения Бога. Подобные представления

составляют основу религии индийцев; и все эти древние книги и писания созданы

людьми, которые входили в непосредственный контакт с духовными фактами.

Эти книги были написаны не для интеллектуального восприятия, и никакими

интеллектуальными усилиями их не понять, потому что они были написаны людьми,

лицезревшими то, что они описывали, и книги эти могут быть поняты лишь

теми людьми, которые поднялись на такую же высоту. Эти книги говорят, что

есть такая вещь, как богопознание, даже в пределах этой жизни, и оно доступно

каждому; и религия начинается с открытия в себе этой способности (если

можно так выразиться) к богопознанию. Такова центральная идея всех религий,

и вот почему иногда бывает так, что некий человек, в совершенстве владеющий

искусством оратора или обладающий самой убедительной логикой, проповедует

самые высокие идеи и тем не менее не способен заставить людей выслушать

себя; а в то же время другой, бедный человек с трудом говорит на языке

своей собственной родины, и тем не менее добрая половина его народа поклоняется

ему как Богу еще при его жизни. В Индии, если так или иначе распространяется

весть, что некий человек достиг вершины богопознания,что для него религия

- это уже не область догадок, что он уже больше не бредет на ощупь в темноте,

а имеет ясные ответы на вопросы о бессмертии души и о Боге, то увидеть

такого человека приходят люди отовсюду и постепенно начинают поклоняться

ему[10].


В храме было изображение 'Матери, исполненной блаженства'[11].

Юноша должен был совершать богослужение утром и вечером, и постепенно одна

мысль завладела его сознанием: 'Есть ли что-либо за этим изображением?

Правда ли, что существует во вселенной Мать