Свами Вивекананда

Мой учитель

одной вечной религии.

 


МОЙ УЧИТЕЛЬ



Две лекции, прочитанные Вивеканандой в обществе 'Веданта' в Нью-Йорке

в феврале 1896 г. Посвящена Рамакришне Парамахамсе, духовному учителю Вивекананды

(см. примеч. 33 к 'Карме-йоге'). На русском языке с сокращениями была опубликована

в 1907 г. в сборнике 'В долине скорби', подготовленном к печати И. Ф. Наживиным.


Перевод выполнен С. Д. Серебряным по изданию: The Complete Works of

Swami Vivekananda, v, 4. Calcutta, 1989.


1. Пересказ Бхг., IV, 7.


2. Соотносится с Мф, 16, 26; Мк, 8, 36 ('Какая польза

человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит?').


3. Пересказ Бхг., 11, 47.


4. Появяение в западной печати имени Рамакришны связывается

с публикацией в январском номере журнала 'Imperial and Quarterly Review'

за 1896 г. статьи бывшего профессора санскрита в Калькутте С. X. Тони,

озаглавленной 'Современный индусский святой'. Через полгода Макс Мюллер

напечатал статью 'Истинный Махатма' (август 1896 г.), а двумя годами позднее

выпустил книгу 'Рамакришна Парамахамса. Его жизнь и учение'. Русская востоковедная

общественность незамедлительно откликнулась на появление книги Макса Мюллера

- ценнейший, по существу, источник по изучению воззрений Рамакришны, не

оставившего после себя, как известно, рукописного наследия. На заседании

Восточного Отделения Русского археологического общества в декабре 1899

г. С. Ф. Оль-денбург сделал сообщение о выходе в свет книги Макса Мюллера

и изложил ее содержание.


Русский ученый продемонстрировал критическое отношение к книге: 'Это

не вполне жизнеописание, а отчасти и житие: ученик, несмотря на очевидные

приложенные им старания, не мог откинуть многих черт жизни учителя, в существовании

которых он сам не сомневался, но которые мы, конечно, отнесем к легенде'.

(Записки Восточного Отделения имп. Русского археологического общества,

т. XII, вып. II-III. СПб., 1899).


5. Первая треть XIX в.- период активной деятельности

первых реформаторов индуизма. Ее зачинателем считают Р. М. Рая, образовавшего

в Калькутте в 1828 г. общество Брахмо Самадж, вокруг которого объединились

его единомышленники. Критике подвергались многие положения теории и практики

индуизма: идолопоклонство, представления о доминирующей роли брахманов

в обществе, обязательность исполнения дорогих и пышных обрядов и др. Создавался

круг представлений, выходящий за рамки традиционного учения: призыв к монотеизму,

элементы скептического отношения к авторитету древних священных текстов

и традиций, принижение значения внешней, обрядовой стороны бого-почитанил

и др.


6. Согласно переписи населения, проведенной в Индии

в начале XX в., в стране насчитывалось более двух тысяч каст, и многие

из них имели к тому же подкасты. Индуизм объясняет наличие такого числа

каст тремя причинами: касты по рождению; касты, появившиеся оттого, что

кто-то лишился своей касты и перешел в другую; касты, возникшие от смешанных

браков. Все они объясняются, согласно традиции, дальнейшим дроблением той

системы четырех варн (брахманы, кашатрии, вайшьи и шудры), что некогда

существовали в индийском обществе, обеспечивая его процветание, а теперь

(в век Кали) подвергались искажениям. Такая система предполагала к тому

же и существование так называемых 'неприкасаемых', статус которых был столь

низок, что они вообще не включались в четырехварновую систему.


Положение брахманов в индийском обществе всегда было особым. Сами они

подчеркивали, что брахманом нельзя 'стать', 'брахманство' нельзя получить

как награду ни от какого правителя. Законы Ману (ЗМ) гласят: 'Брахман считается

творцом (мира), карателем, учителем, благодетелем' (ЗМ, XI, 35). А основания

для подобного понимания формулируются следующим образом: 'Вследствие своей

исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных

правил и особенностей посвящения брахман - владыка варн' (ЗМ, X, 3). Поэтому,

утверждает традиция, брахманы и обладают неограниченной властью над членами

нижних варн, поэтому они называют себя 'опорой общества' и 'тенью бога'.

Только брахман