Свами Вивекананда

Мой учитель

/>

в теории апостольской преемственности, в вере в такую преемственность.

Поэтому прежде всего сформируйте характер, сформируйте свою собственную

личность, это наивысший долг, который вы можете выполнить. Познайте Истину

сами, и тогда появятся многие, кому вы эту Истину сможете сообщить; они

все сами придут. Такова была установка моего Учителя. Он никого не критиковал.

В течение нескольких лет я жил рядом с этим человеком, но никогда не слышал,

чтобы его уста произнесли слово осуждения в адрес какой-либо секты. Он

понимал все секты и всем сочувствовал; он обнаружил гармонию между ними.

Человек может быть интеллектуален или эмоционально-набожен, он может быть

мистиком-созерцателем или практиком, человеком дела; различные религии

представляют тот или иной из этих человеческих типов. Но возможно и сочетать

в одном человеке все четыре типа, именно это сделает человечество в будущем.

Такова была его идея. Он никогда не осуждал, но видел добро во всех.


Люди приходили тысячами, чтобы увидеть и услышать этого удивительного

человека; он говорил на деревенском диалекте, каждое слово которого было

исполнено силы и света. Ведь дело не в том, что говорится, и еще меньше,

на каком языке это говорится, главное - это личность говорящего, которая

проявляется во всем, что он говорит. Всем нам приходится сталкиваться с

этим время от времени. Бывает так, что мы выслушиваем превосходные речи,

великолепные логические рассуждения, но забываем их, как только возвращаемся

домой. А бывает, что услышим несколько слов на самом простом языке, и эти

слова входят в нашу жизнь, становятся частью нас самих, оказывают на нас

неизгладимое влияние. Чтобы слова имели такую силу, человек должен вложить

в них свою личность, и сама эта личность должна обладать немалой мощью.

Всякий процесс учения подразумевает отдачу и получение; учащий дает, а

учащийся получает. Но учащий должен иметь что дать, а учащийся должен быть

способен получить.


Этот человек жил около Калькутты, столицы Индии, города, где находился

крупнейший в нашей стране университет, из стен которого ежегодно выходили

сотни скептиков и материалистов. Однако многие из университетских выпускников,

скептиков и агностиков, приходили и слушали этого человека. Я тоже услышал

о нем и отправился его послушать. Он выглядел как совсем обыкновенный человек,

ничего особенно примечательного в нем не было. Он говорил самым простым

языком, и я подумал: 'Разве этот человек может быть великим учителем?'

Я пробрался к нему поближе и задал ему вопрос, который прежде я уже задавал

другим на протяжении всей моей сознательной жизни: 'Верите ли вы в Бога,

господин?' - 'Да', - ответил он. 'Можете ли вы доказать это, господин?'

- 'Да'.- 'Как?' - 'Я вижу Его так же, как вижу вас здесь, но только еще

отчетливей и ярче'. Это сразу произвело на меня сильное впечатление. Впервые

я встретил человека, который имел смелость говорить, что он видит Бога,

что религия -это реальность, которую можно ощутить, можно прочувствовать

бесконечно более отчетливо и ярко, чем мы ощущаем этот мир. Я стал приходить

к этому человеку день за днем, и я в самом деле убедился, что религию,

веру, можно передать от человека к человеку. Одно прикосновение, один взгляд

могут изменить всю жизнь. Я читал о Будде, Христе и Мухаммаде, обо всех

этих светочах древности, которые могли сказать человеку: 'Встань и иди'[17]

- и человек вставал и шел. Теперь я убедился, что это правда, и, когда

я своими глазами увидел этого человека, весь мой скептицизм развеялся.

То, о чем я прежде лишь читал, могло быть совершено в действительности,

и мой Учитель часто говорил: 'Религию можно передать и воспринять гораздо

более осязательно, более реально, чем что-либо иное в этом мире'. Поэтому

будьте прежде всего духовны; имейте что дать, а потом встаньте перед миром

и дайте это ему. Религия - это не разговоры, не доктрины или теории; это

и не сектантство. Религия не может сушествовать в сектах или организациях.

Религия - это отношения между душой и Богом; как можно превратить ее в

организацию?


Тогда религия выродится в бизнес. А там, где появляется бизнес и принцип

бизнеса в религии,