Евг. Ляцкiй

Къ вопросу о заговорахъ отъ трясавицъ

т. д., рум. moroiulutin, vampire. Въ одномъ румынскомъ заклiнанiи, близкомъ къ типу нашихъ заговоровъ, встрчаются мужскiя и женскiя моры; предъ Богородицей проходить цлый рядъ чудищъ, направляющихся высасывать кровь у такого-то; среди нихъ-

Moroi cu moroaie,

Strigoi cu strigoaio. (Ак. Веселовскiй).

Въ одномъ изъ русскихъ заговоровъ, именно въ молитв отъ нечистаго духа (Ефименко, № 22), находимъ первое имя- Листопуха (откуда Лопуха той же молитвы), быть можетъ, отъ Листопадницы блорусскаго заговора. Акад. Веселовскiй длаетъ попытку сблизить Strigl греческаго текста, отвчающую стриг блорусской (чешск. striha. слов. stryga, пол. strzyga, хорв. strigon), съ чешской полудницей (polednice), пладницей (Meridiana) попа Симеона и-также-блорусской Листопадницей (пладница? спрашиваетъ ученый). Блорусская стрига, читаемъ у Безсонова,- 'это женщина огромного роста, съ распущенными волосами, впалыми щеками и зелеными кошачьими глазами... Прогнвавшаяся стрига можетъ натворить много лиха: она мо-

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

131

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

132

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

жетъ подмнить красиваго ребенка на урода, можетъ изувечить и даже совсмъ убить. Сильно озлобленная стрига схватываетъ ребенка и въ глазахъ матери размазживаетъ ему голову о камень'. Сближенiе, длаемое академикомъ Веселовскимъ, ждетъ еще матерiаловъ для своего объясненiя; пока можно сказать только то, что листопадница - названiе единичное. Сопоставлять едва ли возможно, но интересно указать на три листа въ русской молитв на сонъ (Ефим., № 30), читающейся такъ: 'Ангелъ мой, Хранитель мой, сохрани мою душу, скрпи сердце мое, а врагъ сатана откачнись отъ меня. Стоитъ храмъ; на храму написано три листа: се Марка, се Лука, се Никита великомученикъ Христовъ. Душу мучатъ (кто?) за Христа, (тутъ очевидный пропускъ - святые) Богу молятъ за меня' и т. д., слдуетъ обращенiе ко кресту. Словомъ, въ христiанскую молитву вошли намеки на прогнанiе злого духа, мученiя и запись именъ. Если листъ въ заговорахъ иметъ значенiе амулета въ вид записи именъ на бумаг, то, можетъ быть, объяснимо названiе листопуха, - листъ отъ опухоли, или нчто въ этомъ род.

Названiя трясавицъ-убiйца, че(а)доморна, дауница, какъ и опредленiе 'азъ оудавляю дти добрые' объясняются изъ сопоставленiя съ 9-мъ именемъ заговора попа Симеона (оно испорчено, но текстъ не трудно возстановить): д... и w даважща (дти и т. д.), которое, какъ мы видли, уравнивается съ греческимъ paidopnictria. Другими словами, эти названiя представляютъ собою различной степени близости переводы съ греческаго.

Подобнымъ образомъ, какъ происходятъ, подъ влiянiемъ предыдущихъ словъ, измненiя въ корняхъ нашихъ именъ, пока кажущiяся случайными, точно также, по аналогiи съ окончанiями предыдущихъ, происходятъ измненiя въ окончанiяхъ послдующихъ именъ. Этимъ, быть можетъ, объясняются въ нашихъ заговорахъ ряды именъ съ одинаковымъ окончанiемъ: Трясея, Огнея, Ледея, Гнетея, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтя; Изъдущая, Негризущая; Знобица, Трясовица и т. д. Вообще нашимъ заговорамъ далеко не чуждо стремленiе къ созвучiю; оно особенно ярко оказывается въ заговор, напечатанномъ у Майкова подъ № 143: 'На мори на Кiяни, на острови на Буяни, на камени на высокомъ стоитъ гробница, въ гробниц лежитъ красная двица. Ты встань, востань, красная двушка, возьми иглу линевую, зашей рану кровавую. Аминь, аминь, аминь' 1).

--------------------------------------------------------------------------------

1) Интересны имена Дида и Ладо Афанасьевскаго заговора (Лтоп. русск. лит., т. IV, 79-80). Можно предположить, что Ладо (Лада, (Г)ляда) одного и того же происхожденiя, какъ и Яда, Голяда, Гладя другихъ заговоровъ. Когда утратилось это Г и оставшаяся часть обратилась въ Ладо, слово Дидъ, безъ котораго Ладо почти не употребляется въ нашей поэзiи, появилось предъ нимъ, какъ часть, дополняющая свое цлое.

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

132

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

133

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

Мы