Евг. Ляцкiй

Къ вопросу о заговорахъ отъ трясавицъ

лжеученiй. Лтописи касаются въ этомъ вопрос, главнымъ образомъ сверныхъ мстностей тогдашней Руси, каковы-Новгородъ, Суздаль, Ростовъ, Псковъ. Но въ Никоновской .лтописи и Степенной книг мы имемъ, правда, скудныя свднiя и о еретикахъ южной Руси. Въ 1004 и 1023 гг. въ Кiев появляются- монахъ Адрiанъ и Дмитръ съ явными признаками богомыльскаго

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

122

--------------------------------------------------------------------------------

123

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

ученiя, врод непризнанiя iepapхiи и церковныхъ уставовъ. И природные славяне, по свидтельствамъ Прокопiя и Константина Багрянородного, были своего рода мастера колдовства хотя оно по характеру сближалось, какъ извстно, съ ученiемъ сверныхъ волхвовъ. Вс эти разнообразныя, со всхъ сторонъ шедшiя влiянiя накладывали одинъ и тотъ же мрачный колорить невежества и суеврiя на картину умственно-нравственной жизни тогдашней Руси, образовывали общiй темный фонъ, въ которомъ не было возможности разобраться и определить отдльныя, создавшiя его влiянiя 1).

Обратимся къ разсмотрниiю собственныхъ именъ, встречающихся въ заговорахъ отъ лихорадокъ. Въ научной литератур, нашей темы мы имемъ нсколько этюдовъ о именахъ. Румынскiй ученый Hasdeu въ сочиненiи своемъ (Cuvinte din betrânu Cârtile poporane ale Românilor in secolul XVI in legatura cu literatura ророrаnа cea nescrisa. Studiu de filologia comparativâ de B. Petriceicu-Ilasdeu. 1880) сопоставилъ ряды именъ русскихъ и румынскихъ текстовъ. Акад. Веселовскiй приводитъ эти сопоставленiя:

Вщица - Авщица и Avesha - Avezuha - Авизоя -Avaruza (?).

Имена Авщица, Aveziha, Avaruza принадлежать молитв св. Сисоя, сообщаемой Hâsdeu и приведенной акад. Веселовскимъ. Эта молитва, между прочимъ, въ высшей степени напоминаетъ сербскiй текстъ, напечатанный въ Х книжк 'Starine'' Ковачевичемъ. Вопросъ о ближайшемъ соотношенiи выяснился бы окончательно, если бы извстны были имена румынскаго списка, которыхъ, къ сожалнiю, акад. Веселовскiй не сообщаетъ. Имя Avezuha принадлежитъ народному заклятiю изъ Буковины (Hâsdeu), а Авизоя, какъ и Мора, встрчается въ славянскомъ заговор попа Симеона, помщенномъ въ магическомъ сборник Григорiя. 'Русскiя имена', замчаетъ акад. Веселовскiй, 'не идутъ въ сравненiе, какъ позднiе эпитеты, явившiеся съ обращенiемъ молитвы отъ Гиллу въ заговор противъ лихорадки (Трясея, Огнея и т. п.)'. Но сопоставленiя у него на этомъ и кончаются. 'Эти имена', говоритъ онъ дале, 'частныя имена демона, вроятно, стоявшiя въ начал ceрiи и обобщенныя, какъ въ греческой стать Gulod является въ томъ и другомъ значенiи. Здсь послдовательность именъ такая: 1) Gulod (Вщица), 2) Mwrra (Mwra) = Мора) первое имя у Симеона, 3) Buzod = Авизоя и т. д.

На имени Гилу и ея особенностяхъ останавливался И. Д. Мансветовъ въ своей стать 'Византiйскiй матерiалъ для сказанiя о 12-ти трясавицахъ' 2). Извстiя о ней восходятъ къ

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

1) См. Софiйскiй временникъ (изд. П. Строевымъ), томъ I, стр. 150. - Н. Рудневъ. 'Разсужденiя о ересяхъ и расколахъ и т. д.'. М. 1838.

2) Древности. Труды Арх. 0-ства. Т. IX, вып. I, стр. 24-36.

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

123

--------------------------------------------------------------------------------

124

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

глубокой древности: византiйскiе писатели передаютъ со словъ другихъ наблюденiя надъ народными поврьями и апокрифическiя сказанiя, касающiяся этого демоническаго существа. Вс свднiя о ней сводятся къ тому, что она привиднiемъ является у постели новорожденныхъ и убиваетъ ихъ. 'Средневковая Gillw', заключаетъ Мансветовъ, 'есть не что иное, какъ дальнейшее развитiе типа мифическихъ парокъ, или, лучше сказать, представленiе