Серж Кахили Кинг

Городской шаман (Часть 1)

крайнюю степень уединения (когда мужчина на долгое время поселялся в лесной глуши, имея при себе минимум продуктов питания) или крайнюю степень изоляции (когда туго закутанного в простыню человека на три дня клали в глубокую яму) и, конечно же, психоактивные растения (подобные пейоту). Как сказал бы любой психиатр, все три перечисленные методики приводят к возникновению галлюцинаций. Фактически, галлюцинации и есть те видения, которых добивались 'искатели видений'. Но эти видения, пусть даже самые невероятные, так или иначе основывались на корнях той культуры, к которой принадлежали эти мужчины.

У шамана поиск видений не был сопряжен с экстраординарными переживаниями: уединением, изоляцией и интоксикацией. День за днем он шел к нему и обретал видение благодаря накопленному духовному опыту. И хотя в некоторых культурах традиционно существуют шаманские пляски, изоляция шаманов в пещерах и употребление наркотических веществ, для обретения видений эти экстраординарные приемы вовсе необязательны.

Шаман не только иначе обретает видения, но и использует их по-другому. Вместо того чтобы искать их вовне, шаман в поисках целительной силы обращается к своему внутреннему видению. Иногда эти силы нужны ему самому, чтобы излечить ту или иную болезнь. Иногда он использует видения для поиска силы, утраченной другими людьми или, как говорят метафизики, похищенной духами. Часто эта сила приобретает форму магического предмета, который шаман приносит с собой из Milu и символически трансформирует в материальный объект, который и передает тому, кто утратил силу.

В отличие от сложившегося мнения, шаманы, как правило, очень бережно относятся к применению поиска видений. Сначала они стараются использовать простые методы целительства: интуицию, практическую психологию и безвредные препараты, не оказывающие медикаментозного воздействия, - плацебо. Если это не помогает, они переходят к наложению рук и ритуалам. И лишь затем, если все попытки не увенчались успехом, они переходят к шаманскому поиску видения.

В наши дни городские шаманы, решившие использовать поиск видений, не нуждаются в специальной подготовке и каких-либо особых условиях. Само общество, в котором мы живем, пусть и неосознанно, подготовило нас для этого.

Для обретения видения не обязательно уходить в мир дикой природы или полностью изолировать себя от окружающих. Видение не зависит от внешних факторов, потому что оно совершается в вашем сознании. А наше сознание не нуждается в дополнительной подготовке. В Нью-Йорке я проводил занятия по поиску видений в клокочущем жизнью районе. В открытые окна постоянно врывался вой полицейских сирен и рев пожарных машин. Но ни один человек в группе не слышал их.

С того самого дня, как вы прочли первую сказку, вы встали на путь шамана. Радио, телевидение и кино еще больше способствовали вашему развитию.

Развитие изначального внутреннего видения в условиях традиционного общества потребовало бы значительного времени, ведь общественные условия этому абсолютно не способствовали. Поэты, сказители и шаманы считались людьми исключительными, обладавшими магическими способностями. Они умели пробуждать видения у тех, кто внимал их поэмам, сказам и откровениям. И если бы не эти своеобразные формы управления работой воображения, большинство людей так и продолжало бы воспринимать лишь окружающую реальность, в которой изо дня в день, из года в год не происходило никаких изменений. Но даже исключительные способности поэтов, сказителей и шаманов, проводивших большую часть времени слушая и запоминая происходящее, были изначально ограничены знаниями и памятью их учителей.

А вы являетесь обладателем самого редкого в истории человечества навыка - вы умеете читать. Чтение тренирует сосредоточение внимания, и, открыв книгу, вы переноситесь в мир внутренних переживаний. Книги дают возможность приобщиться к творчеству выдающихся рассказчиков и сказителей мира. Кроме этого, телевидение, радио и кино открывают вам сокровищницу человеческого опыта и фантазий.

Не думайте, что все это не важно. Я всегда говорю своим ученикам, что их быстрые успехи в шаманизме обусловлены накопленными ранее знаниями. Вы сами сделали большую часть работы, задолго до того, как решили обучаться искусству шамана.

Milu, Нижний мир - в гавайском шаманизме это место, где судьба бросает вам вызов, где препятствия и опасности подстерегают вас на каждом шагу. Там монстры, волшебные формы и существа встают у вас на пути. Поиск в Milu заключается в том, что, преодолевая все препятствия, вы должны найти то,