Кандыба Виктор Михайлович

Загадочные Сверхвозможности человека (Часть 2)

алхимии на индийскую аргументировался открытием в Индии ртути лишь после мусульманского завоевания. Но дело обстоит не так просто. Даже если бы расцвет алхимии в Индии начался с открытия и освоения ртути, все же много раньше там существовала- мы это констатировали- собственная алхимия (расаяна), на которую ислам влиять не мог и которая выполняла ту же мистическую функцию, что и китайская алхимия: искала пути к продлению жизни и бессмертию. Однако давайте посмотрим, действительно ли ртуть (в той роли, какую она играла в химических процессах) была принесена в Индию мусульманской алхимией.

На самом деле ртуть известна в Индии еще с IV в. н. э., которым датируется так называемый Манускрипт Бауэра, самый древний санскритский трактат по медицине, дошедший до нас. Примечательно, что одна из глав этого трактата содержит рецепты, как прожить тысячу лет, а другая разбирает свойства чеснока продлевать жизнь. Людерс и Р. Мюллер, правда, считают, что термин раса из Манускрипта Бауэра относится не к ртути, тем не менее проблема решена не окончательно. Некоторые ученые утверждают, на основании политического трактата Артхашастра

(III в. до н. э.), что ртуть известна в Индии именно с тех времен; но, возможно, соответствующий пассаж был вставлен в трактат позднее. Так или иначе, мнение большинства востоковедов и историков науки (А. Кейт, Людерс, Руска, Стейплтон, Р. Мюллер, Липпманн), что ртуть и алхимическую практику, с ней связанную, открыли для Индии мусульмане, следует пересмотреть в свете новейших исследований. Ртуть играла существенную роль в тантризме, при этом известно, что регионы, где процветал тантризм, менее всего подверглись влиянию ислама. В некоторых тантрах ртуть называется производящим принципом и даже даются советы, как изготовить из ртути фаллос Шивы. Поскольку датировку тантр начали уточнять лишь в последнее время, не исключено, что многие из них окажутся домусульманскими; а если так, то сакральное употребление ртути в Индии идет вовсе не от арабов. В Кубжика-тантре, древность которой не может быть подвергнута сомнению, Шива говорит о парада (меркурии-ртути) как о своем жизнетворящем принципе, который, будучи закреплен шесть раз, заслуживает всяческих похвал.

Это закрепление имеет и чисто химический смысл - особенно в более поздних текстах, когда метафизическая функция алхимии стала уступать место лабораторным опытам; закрепление (или убиение) означает кальцинирование ртути, известное и в европейской алхимии под названием фиксация или коагуляция. Мистический смысл фиксации ртути иногда расшифровывается в текстах. Снижение летучести этого священного металла имеет духовную ценность: принцип динамический, мобильный превращается в принцип статический, божественный. Снижается, пресекается мобильность психоментального опыта; освобожденная душа точно так же статична, как фиксированная ртуть. Так алхимическая операция приобретает сотерическую подоплеку. Воля к святости благочестивого человека, его желание пресечь суету обыденной жизни души и добиться совершенной, статичной автономии души освобожденной выражается через алхимические операции и символы. Поиск фиксированной ртути есть, таким образом, тот же поиск освобождения души, ведущего к бессмертию. Именно этот, сотерический смысл более всего очевиден в алхимических тантрах.

Во всех текстах восхваляется мистическая действенность фиксированной ртути. В Суварна-тантре говорится, что, съев убитую (наштапишта) ртуть, человек становится бессмертным; одна часть такой убитой ртути может превратить сотню тысяч частей живой ртути в золото. Даже урина и экскременты алхимика, принимающего такую ртуть, могут превращать медь в золото. В Рудраямала-тантре утверждается, что процесс убиения металлов был открыт Шивой и передавался адептами из поколения в поколение. Шива - бог по преимуществу тантрический; техники, которые он открывает, - всегда мистические, сотерические.

В Расаратнасамуччае (1, 26) говорится, что, принимая ртуть, человек избегает болезней, которыми он обязан грехам своих предыдущих жизней. В Расаратнакаре, приписываемой Нагарджуне, фигурирует эликсир из ртути, обращающий человеческое тело в божественное. (Припомним, что ту же цель преследовали тантрические техники и хатха-йога.) В том же тексте Нагарджуна говорит, что располагает средствами против морщин, седины и других примет старости, - еще одно доказательство тесной связи между тантризмом и алхимией. Минеральные препараты оказывают равное воздействие как на металлы, так и на человеческое тело, - утверждается в Расаратнакаре. (Эта любимая