Кандыба Виктор Михайлович

Загадочные Сверхвозможности человека (Часть 2)

осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. Шульц в качестве примера предлагал медитацию ощущения при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их созерцании.

6-е упражнение - медитация на человеке. Сначала воображение концентрируется на незнакомом, а потом - на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться освобождаться от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, сделать эти образы нейтральными.

7-е упражнение - ответ бессознательного. Овладев способностью к визуализации образов, пациент сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в виде спонтанно возникающих образов, которые потом интерпретируются. Наиболее часто задаются такие вопросы: Что я хочу от жизни?, Какие ошибки я допускаю в жизни?, В чем мои главные проблемы?, Как я должен себя вести в конкретной ситуации?

Лутэ, соавтор Шульца по 6-томному руководству Аутогенная терапия (1969), предлагает после аутогенной медитации (высшая ступень аутогенной тренировки по Шульцу) дополнительные упражнения по аутогенной модификации и аутогенной нейтрализации.

Упражнения по аутогенной модификации включают в себя специальные упражнения для внутренних органов (аналогичные упражнения по методу Клейнзорге-Клюм-биеса) и формулы-намерения. Пациент не просто задает себе вопрос, как в 7-м упражнении ЛТ-2, а медитирует какую-либо формулу-намерение. Например: Я не принимаю ни одной капли алкоголя, нив какое время, ни при каких обстоятельствах в ситуации приглашения выпить или: Я просыпаюсь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе при энурезе и т. п.

Упражнения по аутогенной нейтрализации включают в себя: аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию.

При аутогенном отреагировании (по Лутэ) больной, например, неврозом, задает себе вопрос: В чем причина моего заболевания? Ответ он получает в визуализированных образах, которые потом интерпретируются. Обычно наблюдается послойное вскрытие психотравмирующих причин: вначале вскрываются поверхностные, а в конце - глубокие элементы причины заболевания.

Вскрытие и отреагирование психотравмы ведет к ее нейтрализации и выздоровлению. Иногда процесс воспроизведения психотравмирующих причин завершается бурной аффективной реакцией (аутокатарсис).

Модификацией описанной методики Лутэ является Аутогенная терапия памяти, предложенная В. С. Лобзиным и М. М. Решетниковым (1986).

Авторы считают, что в ряде случаев болезненные переживания и невротические нарушения связаны с прошлым пациента, актуально присутствующим в его сознании в виде мучительных воспоминаний. Сами пациенты избегают рассказывать об этих неприятных воспоминаниях. В подобных случаях психотерапевт разъясняет больному, что именно мучительные воспоминания являются причиной болезненных ощущений, которые могут пройти только после многократного образного их воспроизведения, выполненного как можно детальнее, с представлением обстановки, времени действия и ситуации. Воспоминания обязательно должны сопровождаться вербализацией, которая облегчается в состоянии аутогенного погружения. Если во время вербализации пациент начнет плакать, врач не должен прерывать его и прибегать к утешению. Отреагирование болезненных воспоминаний приводит к их нейтрализации и улучшает состояние больного.

В настоящее время появилось большое количество модификаций методики Шульца. Остановимся коротко лишь на некоторых из них.

Модификация Клейнзорге - Кяюмбиеса. В 1965 году переведена на русский язык монография X. Клейнзорге и Г. Клюмбиеса Техника релаксации, где изложены основные положения методики направленной тренировки органов.

Авторы рекомендуют формировать специальные лечебные группы по сходным психосоматическим синдромам (стенокардия, бронхиальная астма, функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта и т. д.).

В отличие от классической методики Шульца, авторы большое значение придают синдромологически ориентированным узкоспециализированным комплексам тренировки. Авторы выделяют следующие группы комплексов.

Покой (соответствует первому стандартному упражнению АТ-1 по Шульцу). Группа комплексов направлена на достижение телесного покоя . Используется методика прогрессирующей релаксации по Джекобсону. Показания: эмоциональные нарушения, расстройства сна.

Сосуды. Образные представления акцентируются на ощущении тепла. Показания: нарушения периферического кровообращения, артериальная