Кандыба Виктор Михайлович

Загадочные Сверхвозможности человека (Часть 1)

трюка с веревкой - или, точнее, тех архаических сценариев, которые сделали его возможным. Мы только что видел и, что эти сценарии и подразумеваемая ими идеология принадлежат к магической среде. Цель этого показа - открыть зрителям неизвестный и тайный мир: священный мир магии и религии, доступный только посвященным. Используемые образы и драматические темы, а именно: подъем на небо посредством веревки, исчезновение и посвятительное расчленение соискателя - не только иллюстрируют оккультные силы магов, но открывают также более глубокий уровень реальности, недоступный профану; они фактически иллюстрируют инициаци-онную смерть и воскрешение, возможность превзойти этот мир и скрыться на трансцендентальном уровне. Образы, освобожденные трюком с веревкой, способны вызвать и привязанность к невидимой, тайной и трансцендентальной реальности, и сомнения в реальности знакомого и непосредственного мира. С этой точки зрения, трюк с веревкой - подобно всем другим волшебным зрелищам - имеет положительную культурную ценность, ибо стимулирует воображение и размышление, причем одного действует на другое - вопросами и проблемами, которые он поднимает, и в конечном счете ставя проблему истинной реальности мира. Не случайно Шанкара пользуется примером трюка с веревкой, чтобы иллюстрировать тайну космической иллюзии; с начала индийского философского умозрения майя была высшей магией, а боги, будучи создателями, являлись майин или магами.

Наконец, мы должны взять в расчет драматическую функцию трюка с веревкой (и подобных подвигов). Волшебник, по определению, - постановщик. Благодаря его тайной науке зрители наблюдают драматическое действие, в котором не участвуют активно в смысле работы (как случается в других коллективных драматических церемониях). Во время трюка волшебника зрители пассивны: они наблюдают. Это повод вообразить, как можно делать вещи, не работая, просто волшебством, тайной силой мысли и воли. Это также повод вообразить творческую силу Богов, которые создают не работая руками, а силой своих слов или мыслей. Короче, выстраивается этическая система: духовная наука всемогуща, человек свободен, и для него возможно переступить пределы знакомой ему Вселенной. Все эти мысли возникают от созерцания спектакля, тем фактом, что человек открывает функцию созерцателя.

Это немногие наблюдения над трюками с веревкой касаются только одного аспекта занимающего нас символического комплекса. Каждый из других аспектов заслуживал бы столь же долгого сравнительного изучения. Но обсужденные только что примеры четко осветили следующий факт: является ли он паранормальным опытом, ограниченным немногими избранными личностями, или продуктом человеческой фантазии; образ невидимой веревки или нити, привязывающей человека к высшим областям, служит для выражения парадигматических человеческих ситуаций: например, возможности находиться в общении с Небом и Богами и, следовательно, быть избранным Богами и призванным к религиозной деятельности. В индийской умозрительной философии образ невидимой веревки применяется и для описания отношений между Богом и его созданиями, и для характеристики сущности атмана. Но в Индии, а также в Греции и древней Европе он символизировал человеческое состояние вообще, судьбу (нить жизни; Богини, прядущие судьбу); ткань мирского существования (karma) и, следовательно, рабство. Целая категория родственных образов выражает вовлеченность в волшебство или в смерть. Что касается символики ткачества, хотя она зависит от символики нити, то она идет дальше и продлевает ее.

Как мы неоднократно замечали, эти образы выражают идеи, близкие, но различные. В разных контекстах нить или веревка может приобретать разные оттенки значения. Конечно, главная функция назидательных образов - в том, что они приглашают, помогают и даже заставляют человека думать, определять свои мысли, постоянно открывать новые значения, углублять и развивать их. Весьма значимо, что образ веревки или нити играет главную роль в воображаемой вселенной первобытных целителей и в сверхчувственных восприятиях современных людей, а также в мистическом опыте архаических обществ, в индоевропейских мифах и ритуалах, в индийской космологии и философии, в греческой философии и т. д. Это показывает, что образы нити и веревки постоянно встречаются в воображении и размышлениях человека, - что свидетельствует об их соответствии чрезвычайно глубокому опыту, и в конце концов раскрывают человеческую ситуацию, которая кажется непередаваемой другими символами или понятиями.

ЗАГАДКИ

СВЕРХВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУ