Тит Нат Хан

Обретение мира

это может вызвать. Ради счастья других уважайте их права и обя-занности. Полностью осознавайте возможность привнесения новых жизней в этот мир. Медитируйте на том мире, в который вы привносите новые существа.

У вас могло сложиться впечатление, что данное правило запрещает иметь детей, но это не так. Оно лишь призывает нас осознать то, что мы делаем. Достаточно ли безопасен наш мир для детей? Если вы желаете иметь ребенка, то тогда сделайте что-либо для этого мира.

Данное правило касается также безбрачия. Обычно монахи воздерживались от брака по крайней мере по трем причинам. Первая заключается в том, что во времена Будды монахи должны были заниматься медитацией большую часть дня. Они должны были общаться с сельскими жителями, чтобы проповедовать им Дхарму и испрашивать что-либо съестное. Если бы монаху пришлось содержать семью, то он бы не смог выполнять все свои обязанности.

Второй причиной является необходимость сбережения сексуальной энергии для медитации. По азиатским религиозным и медицинским понятиям человек имеет три вида энергии:

сексуальную энергию, дыхательную энергию и духовную энергию. Сексуальная энергия расходуется во время полового общения. Дыхательная энергия расходуется во время чрезмерно оживленной беседы и при неглубоком дыхании. Духовная энергия тратится при излишнем волнении и плохом сне. Если вы расходуете все три источника энергии, то вам не хватит сил для осуществления Пути и более глубокого проникновения в действительность. Буддийские монахи соблюдают безбра-чие не исходя из моральных соображений, но ради сохранения энергии. Кое-кто в далеком прошлом прекрасно понимал, насколько важно сохранять все три источника энергии. .

Третьей причиной, из-за которой буддийские монахи соблюдали безбрачие, является проблема страданий. В то время, как, впрочем, и сейчас, в Индии множество детей голодало и страдало от недостатка медицинского обслуживания, потому что там женщина, будучи в состоянии прокормить только двоих-троих детей, могла иметь их более десяти. «Жизнь есть страдание» — это главнейшая буддийская истина. Дать жизнь ребенку означает взять на себя большую ответственность. Если вы — человек богатый, то, возможно, у вас не будет таких проблем. Но для бедного человека все может сложиться иначе. Перерождение прежде всего означает перерождение в собственных детях. Ваши дети как бы продолжают вас. Вы перерождаетесь в них. Этим продолжается цепь страданий. Помните, что в этом обществе чрезмерное количество детей неизбежно приведет к их страданию, поэтому Будда призывал монахов не иметь детей. Я думаю, что за последние две с половиной тысячи лет буддийские монахи в различных странах способствовали снижению уровня рождаемости. Это край-не важно.

В четырнадцатом правиле говорится о бережном отношении к собственному телу, о накоплении энергии для осуществления Пути. Не только для 'медитации, но и для всяких действий по изменению мира требуются затраты энергии. Мы должны заботиться о себе.

По-моему, половая свобода на Западе принесла как положительные, так и отрицательные результаты. Современные методы предотвращения беременности существенно облегчили жизнь женщин. В прошлом в Азии и в Европе девушки имели огромное множество связанных с этим проблем, отдельные из них, оказавшись беременными, кончали жизнь самоубийст-вом. Предотвращение беременности позволило значительно уменьшить количество такого рода трагедий. Но половая сво-бода стала также причиной стрессов и многих несчастий. Мне кажется, что это одна из причин испытываемых многими людьми депрессий. Если желаете, то подумайте над данным вопросом;он немаловажен для западного общества.

Если вы желаете иметь детей, то сделайте что-либо для мира, в котором они будут жить. Это, так или иначе, превратит вас в человека, который служит миру.

7. МЕДИТАЦИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Во время циклов созерцания, когда Колокольный Смотритель желает «пригласить колокол позвонить», он повторяет про себя следующие строки:

Тело, речь и сознание находятся в совершенном

единстве,

Моя душа летит вслед за звуком, колокола.

Пусть тот, кто услышит его, избавится от забывчивости

И преодолеет всякую злость и печаль.

Затем он делает три вдоха и «приглашает позвонить колокол». Каждый, кто слышит колокол, оставляет все свои дела, чтобы сделать также три вдоха и повторить следующий стих:

Послушай, послушай,

Этот прекраснейший звук

Возвращает меня к подлинному 'я'.

Смысл медитации заключается в осознании того, что происходит в нашем теле, в наших чувствах, в нашем сознании и во всем