Кеннет Медоуз

Магия и руны

уничтоженной в результате экологического бедствия. Примером может служить ветхозаветное предание о Ноевом ковчеге.

В мифах Старшей и Младшей «Эдды» руны представлены не как человеческое изобретение, а как нечто уже существующее, ожидающее лишь открытия и высвобождения. Остается неясным, получил ли их Один в божественном облике, или в облике человека, впоследствии обожествленного за свои заслуги. Однако это не влияет на важность самого открытия и на его значение для людей.

В поэме «Хавамал» (название означает «Песнь Высокого») из «Старшей Эдды» повествуется о том, как Один, в попытке совершить нечто ценное для людей, добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к дереву собственным копьем. В результате он потерял глаз, но обрел руны, которые были открыты ему как дар человечеству из необычной реальности шаманского опыта. Руны предоставляли средство получения знаний о тайных силах природы и процессах, лежащих в основе бытия. Они расширяли восприятие за пределы физических чувств, позволяя «видеть» Духа внутренним зрением и «слышать» неслышимое. Трансформация личности стала возможной, поскольку руны сами по себе являются великой преобразующей силой.

Нижеследующий поэтический отрывок о переживаниях О дина взят из «Поэтической Эдды» (ок. 1200 г. н. э.), в переводе со старонорвежского:

Я смотрел в глубочайшие бездны,

Вися на этом высоком древе,

Болтаясь там девять долгих ночей,

Раненный собственным клинком,

Окровавленный ради Одина,

Сам себе принесенный в жертву,

Пригвожденный к древу,

Чьи корни уходят в неведомое.

Никто не давал мне хлеба,

Никто не давал мне питья,

Я смотрел в глубочайшие бездны,

Пока не выследил Руны.

С криком победным схватил я их,

Потом все окутала тьма.

Благо добыл я для всех,

И мудрость тоже.

От слова к слову,

Я был приведен к Слову,

От деяния к иному деянию.

Почему Один висел на дереве вниз головой? Этот вопрос, как правило, игнорируется теми, кто пишет книги о рунах, однако своим жестом Один явно пытался передать некое важное знание.

Легенда об Одине, висящем на дереве, имеет сходство с историей распятия в Новом завете. Христианство было приемлемым для северных народов во многом потому, что крестные муки Иисуса напоминали им страдания Одина, пригвожденного копьем к дереву. Но с тем отличием, что Один висел вниз головой!

Такой выбор может рассматриваться как сознательный акт мученика, готового пожертвовать жизнью ради достижения истины, как готовность отказаться от своего