Мзтью Фокс, Руперт Шелдрейк

Физика ангелов

сотни и даже миллионы планет, относящихся к типу Марса, Юпитера или Земли. При достаточно большом сходстве между ними может возникнуть морфологический резонанс. Возможно, эволюционный процесс на Земле резонирует с эволюционными процессами на других планетах клacca Гайи.

АНГЕЛЫ СТРЕМЯТСЯ К СОСТОЯНИЮ БЛАГОДАТИ И СЛАВЫ

Следует понимать, что полное и совершенное блаженство присуще природе одного только Бога, Чья сущность и есть блаженство. Для твари же природа - это одно, а совершенная радость- другое, ибо радость есть цель, к которой стремится природа68. Блаженство покоится и утверждено во благе. Под блаженством мы понимаем окончательное совершенство природы, наделенной рассудком и разумом: вот почему желание блаженства заложено в самой природе. Всему в мире свойственно естественное стремление к окончательному совершенству... Окончательное блаженство лежит

за пределами всех природных возможностей, и никто из ангелов не обладает им с первого мгновения своего существования, ибо оно не заложено в природе, но есть ее цель. Посему ангелы не могли быть наделены блаженством изначально69. Ангелы нуждались в благодати обращения к Богу, ибо Он причина блаженства... Ангелы по природе своей имеют любовь к Богу, источнику их бытия; обращение к Богу- источник блаженства, каковое состоит в созерцании Его сущности70. Благодать лежит посредине между природой и славой71.

Мэтью: "Блаженство покоится и утверждено во благе" - я вижу в этой фразе необычайное богатство смыслов. Ведь благо - это то же, что и благословение. Стало быть, блаженство утверждено в благословении.

Осознавать благословение, быть благословленным, быть инструментом благословения - так блаженство проявляет себя в мире.

Фраза о том, что всему в мире свойственно естественное стремление к окончательному совершенству, весьма характерна для Аквината. Стремление, желание - это основная движущая сила. Все в мире по природе своей ищет собственного блага и блага всего мира в целом. Благо превыше всех благ- это само божество. Ангелы, несомненно, принадлежат к этой космологии благословения, блага и блаженства.

Но Аквинат идет дальше, когда заводит речь о благодати. Одного естественного стремления к Богу недостаточно: только благодать раскрывает тайную суть божественного. В благодати нуждаются даже ангелы - сами по себе они не в состоянии непосредственно переживать сущность Бога.

Все создания, к какому бы виду они ни принадлежали, по мысли Аквината, не