Мзтью Фокс, Руперт Шелдрейк

Физика ангелов

Так она помечает наиболее значимые места в тексте. Здесь она от лица Христа говорит, что мы «должны вступать в дружбу с добрыми ангелами». И этими ее словами о том, что люди должны стать друзьями истины и справедливости, чтобы стать друзьями ангелам, как нельзя более удачно завершается наш анализ учения Хильдегарды об ангелах.

«Херувимы над крышкой Ковчега завета». Заставка из еврейской Библии, изданной на севере Франции. Ок. 1280

Рафаэль (1483—1520). «Чудесное изведение апостола Петра из темницы».

Механистическое мировоззрение Нового времени не дружило с мистиками и ангелами. Но Хильдегарда, жившая до Нового времени, в эпоху «премодерна»,

обращается к нам, живущим в эпоху постмодернизма, чтобы привлечь наше внимание к этим отношениям, и указывает, что к общению и дружбе с ангелами нас приведет духовное переживание истины и справедливости. Ее учение о справедливости соответствует учению Аквината об отношениях между ангелами и пророками.

Руперт: Как ты думаешь, существует ли какой-то практический способ завязать дружбу с ангелами? В иудейских обрядах, например, принято призывать ангелов-хранителей четырех сторон света: Михаила, Уриила, Рафаила и Гавриила. А католикам предоставляется прекрасная возможность подружиться с ангелами на празднике Святого Михаила и Всех Ангелов, который отмечается 29 сентября. Чтобы призвать ангелов, нужно распахнуть душу навстречу Богу, духу истины и справедливости. Но можно ли сделать еще что-то помимо этого?

Мэтью: Да, в церковной традиции есть такие обряды и призывы; некоторые из них утрачены, и их нужно возродить. И нам необходимы новые обряды призывания ангелов. Я думаю, они появятся, когда мы лучше узнаем живую Вселенную. Наука и техника могут помочь нам встретиться с ангелами — у нас уже есть чудесные фотографии, на которых запечатлены новорожденные звезды и спиральные галактики. Но нельзя недооценивать и путь борьбы за справедливость и истину. Здесь речь идет о внутренней работе (по крайней мере, в том, что касается истины). Хильдегарда говорит, что внутренняя работа открывает возможность общения с ангелами.

Это верно и в отношении борьбы за справедливость. Вспомним, ведь ангелы часто навещали узников. Ангел освободил из темницы апостола Петра. Иногда я думаю, что Ганди, Мартин Лютер Кинг и другие подвижники, будучи в тюрьме, тоже получали от ангелов поддержку и утешение.

Так что борьба за справедливость — вовсе не абстракция. Она учит нас открывать свое